Борис Горбачевский: "Люблю актеров, как детей"
КультураКаждый сезон Курский областной драматический театр радует своих зрителей новыми спектаклями. Не стал исключением и 220 сезон, который открывается премьерой - трагикомедией Жана-Батиста Мольера "Тартюф" в постановке главного режиссера театра "Омнибус" Бориса Горбачевского.
Закончив театральное училище в Новосибирске, Борис Горбачевский семь лет прослужил актером местного театра. После окончания режиссерского факультета Гиттиса стажировался в Московском театре советской армии, работал в театрах Иркутска, Новосибирска, Ставрополя, а также в Вологде, Таганроге, Улан-Уде. Последние 14 лет Борис Горбачевский является главным режиссером театра "Омнибус" в Златоусте.
Перед премьерой режиссер ответил на вопросы корреспондента ИА vRossii.ru.
- Почему для постановки выбрали именно "Тартюф"?
- Это нравственно-философская пьеса, которая нужна современному зрителю. Нас "ломают" с детского сада, мы не можем ответить сами себе на множество вопросов. А Мольер в своем произведении дает ответы на вечные вопросы человека. Если мы сами не можем или боимся ответить на них - поможет спектакль "Тартюф".
- Почему вы решили поставить классическое произведение, а не модных современных авторов?
- К классике обращаюсь сознательно с 2000 года. Для этого есть свои причины. Большинство новых пьес – это литература среднего уровня, не драматургия. Театр должен подпитывать зрителя. А что сейчас можно видеть - мат на сцене? Это показатель новой драматургии. Зритель этого не хочет. Это быт, а не искусство. Зритель требует классику, ведь она настоящая. К тому же классическое произведение – это бриллиант, который каждые 10 лет открывается новой гранью.
- Как вам работалось с актерами курского драмтеатра?
- Это второй спектакль, который я ставлю на курской сцене. В прошлом году ставил отечественного классика Максима Горького - спектакль "Отец". Курские актеры живут в театре. Это сейчас большая редкость. Здесь сложилась очень хорошая, работающая труппа. С ними можно ставить серьезные драматические спектакли. В курском театре легко работать с актерами. Они берегут спектакли, не разрушают их.
- Ставя на курской сцене "Тартюф", вы ориентировались на конкретных актеров?
- Естественно. Если ставишь пьесу среднего уровня, то роли можно распределять как угодно. От этого спектакль не пострадает. А вот с классикой все не так просто. Стоит допустить неточность в распределении роли и спектакль рухнет. Актер должен подходить своему герою не только по типажу, но и личностными данными. Собираясь ставить в Курске Мольера, я уже знал, что Андрей Колобинин будет играть Тартюфа. Это "мой" актер, который очень точно играет главного героя. Я делал основную ставку на него. Это роль мирового уровня. Ее нужно не только сыграть, но и раскрыть в ней себя полностью. У всех актеров, кто задействован в спектакле "Тартюф", созвучная их личности роль. Они не играют персонажей, а живут своей ролью на сцене. Вообще, я люблю актеров, как детей.
- Как вам курский зритель?
- Курск - один из немногих городов, где зритель ценит и любит театр, имеет культуру восприятия. В крупных промышленных городах люди, пришедшие в театр на спектакль, не понимают, что они смотрят. Становится страшно, когда зритель не переживает происходящее на сцене вместе с актером. А в Курске зритель театрального образца, который за 220 лет не потерял любовь, понимание и культуру восприятия происходящего на сцене.
- Вам посчастливилось поработать во многих театрах. Вы отслеживаете судьбу своих постановок?
- Это трудно и почти не возможно. В Златоусте спектакли, которые я поставил, идут по 12 лет. Со временем вношу в них коррективы. К спектаклю нужно относиться, как к ребенку. Ты его "рожаешь", даешь жизнь, прорабатываешь. Он как живой организм, и ты несешь за него ответственность. Постановки живут по пять-семь лет, а бывает, что и дольше. За 24 года работы режиссером выработал свою технологию, не только работы с труппой, но и над каждым новым спектаклем.
- Что бы вы хотели пожелать актерам и зрителю в наступающем театральном сезоне?
- Взаимопонимания…