В ритме фламенко
КультураТанец… Могло бы человечество прожить без него? Очевидно, нет, ведь танец – это не только движение тела, но и движение души, самовыражение. Тот, кто хоть раз побывал в удивительном «мире танца», уже никогда не сможет забыть его.
Есть один танец, который держится особняком среди других. В нем сокрыта многовековая история народа и вся жизненная философия. Его и просто танцем-то сложно назвать, это скорее искусство, в котором тесно переплелись танец, гитара и канте хондо (народное пение). Это – фламенко.
Фламенко зародилось на севере Испании. Многие ученые связывают его происхождение с кочевавшими в то время цыганами, которые обосновались в Андалусии. И вправду, если сравнить цыганский танец и фламенко, то мы найдем у них много общего, к примеру, экспрессивность. Однако, есть во фламенко и следы влияния арабской культуры: так, песни фламенко очень похожи на алжирские и тунисские.
Вообще во фламенко существует два направления: танец веселый, быстрый и танец чувственный, трагический. Наиболее распространенным является именно второй, ведь когда испанцы собирались в патио (дворике) и танцевали, они в первую очередь рассказывали о тех трудностях, с которыми им пришлось столкнуться (надо сказать, что участь их была нелегка). Они пели о несчастной любви, о тяжком труде, о судьбе своего народа. Если вы послушаете любую песню фламенко, то прочувствуете весь драматизм, весь накал событий. Это даже не песня, а плач, крик о страданиях. В качестве примера можно привести отрывок из одной песни:
«Будь моя грудь стеклянной,
видела б ты сама,
как мое сердце кровью
плачет, сходя с ума».
Эмоциональный накал и полная самоотдача – вот, что привлекает многих в этом искусстве. Однако не стоит думать, что фламенко – это танец для несчастных. В одной андалусской песне поется:
«Я о грусти моей расскажу в песне,
потому что петь – значит плакать.
Я о радости моей расскажу в танце,
потому что танцевать – значит смеяться».
Это прекрасные строки иллюстрируют то, что через танец «побеждается» горе: человек, выстрадав пережитое в танце и песне, очищается от боли. Помните, как у Достоевского: очищение через страдание. Так и здесь.
Тулячка Наталия занимается танцем фламенко уже несколько лет. Мы спросили у нее, что значит для нее фламенко. Вот, что ответила Наташа: «Для меня фламенко – это не просто танец, это мой диалог с жизнью, с самой собой. Я не знаю почему, но когда я танцую, то ощущаю себя птицей, расправляющей крылья. Гордой, сильной, красивой птицей. Мне очень нравится, что с одной стороны, танец пластичен (например, руки), но с другой, - он очень ритмичен и даже порою резок. И эта комбинация пластичности и ритмичности завораживает. Я не представляю свою жизнь без этого танца. Для меня фламенко - живая вода».
Фламенко – это танец удивительной красоты и психологической глубины. Тот, кто хоть раз видел испанских танцовщиц, исполняющих фламенко, запомнит этот танец навсегда, потому что фламенко вмещает в себя историю жизни не только одного человека, а целого народа, потому что фламенко – это танец души, преодолевшей все невзгоды и не утративший главной способности – способности любить…