Наверх
vorle.ru

ФиГовые гарантии

Туризм и отдых

Как укротить волну банкротства в турфирмах и защитить простых путешественников.

Этот год нельзя назвать удачным для представителей туристического бизнеса. Многие из них вынуждены были приостановить свою работу, а то и вовсе уйти с рынка. Главный удар по туроператорам разразился минувшим летом - эпидемия разорения затронула самые крупные и известные компании с богатой историей и солидным реноме. Когда внезапно ушли в прошлое многие лидеры отрасли, стало понятно, что законы в туризме надо дорабатывать.

Сегодня предусмотрен механизм финансового обеспечения туроператоров. Проще говоря, это гарантия для обычного туриста, что если он попадет в беду, то поставщик услуг хотя бы будет иметь деньги на покрытие расходов. На текущий момент есть только два способа финансового обеспечения - банковская гарантия и договор страхования. Как показало минувшее лето, они недостаточно эффективны. Стало быть, их нужно либо доработать, либо чем-то заменить. Но чем? Кому же теперь можно довериться, и где гарантия, что путешественник не останется брошенным на произвол судьбы?

23 октября в Комитете Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству состоялось очередное заседание экспертного совета, призванное оценить возможные поправки к Федеральному закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Проект был встречен без особого энтузиазма и, по общему мнению, не решил основной проблемы - выработки решения, которое бы устроило все заинтересованные стороны.

Заинтересованных сторон было немало. Например, страховщики. Сегодня они неохотно работают с туроператорами, ведь минувшее лето заставило их изрядно раскошелиться. В этом году 28 туроператоров объявили о том, что не могут больше исполнять обязательства перед своими клиентами. Их общая фингарантия (ФиГ) - 2 млрд рублей, а претензий от людей было выставлено аж на 4,3 млрд. Считайте сами, выгодно ли страховщикам связываться с туроператорами. Последние не могут отказаться от страховки, потому что банковские гарантии им не по карману, а по закону финансовое обеспечение у них должно быть. Наглядно демонстрирует эту тенденцию тот факт, что из четырех тысяч туроператоров, сведения о которых содержатся в едином реестре, к услугам банкиров прибегли только двадцать пять.

Никаких революционных решений, по сути, не было выработано. Так и осталось неясно, чем же все-таки можно заменить фингарантии. Предложение страховать отдельных туристов, а не самих операторов было встречено страховщиками с прохладцей. Никто из них не хочет взваливать себе на плечи всю базу туроператоров. Наиболее реалистичной выглядела идея о создании фонда на базе общей саморегулируемой организации. По замыслу ее авторов, в случае банкротства туроператора, деньги выплачивались бы людям из общего фонда. Вроде бы все гладко, если бы не тот факт, что в федеральном законе о СРО четко прописывается обязанность для каждого участника иметь фингарантии. Так круг замкнулся. От фингарантий к фингарантиям.

Таким образом, заседание экспертного совета оставило больше вопросов, чем ответов. Между тем, в декабре этого года поправки могут быть приняты, и мы получим очередной недоработанный закон, который через год будем снова корректировать.

Так какому туристическому оператору или агенту можно довериться? Как сегодня защитить себя в путешествии? Мы решили задать этот вопрос обычным людям и представителям сферы туризма.

Олеся, руководитель отдела продаж из Белгорода:

- Пользуюсь услугами только проверенных фирм, и это неспроста. Однажды я уже столкнулась с мошенниками. Хотела отдохнуть в Тунисе, заплатила деньги за путевку, а потом оказалось, что даже такого авиарейса не существует, а фирма числится банкротом. Долгое время пыталась вернуть хоть что-то. Гендиректор той компании проживал за границей, а из офиса, в котором я оформляла сам тур, все съехали, и где их искать - непонятно. Я не стала перед оформлением путевки требовать каких-то подтверждений благонадежности фирмы, о чем теперь жалею. Сотрудники произвели на меня приятное впечатление в общении, мне показалось, что это приличные люди. Оказалось, просто мошенники. В последнее время пользуюсь услугами одной и той же компании, которой доверяю. Конечно, если бы я знала, что фирма - банкрот, то никогда бы ей не доверилась.


Екатерина, инженер из Липецка:

- Да, пользуюсь услугами турфирм. Обычно нахожу компанию по ее известности и по советам опытных людей. Доверяю только одной турфирме, потому что мало еще куда ездила, пока что компанию не приходилось менять. В этой турфирме меня полностью устраивает обслуживание. Прежде, чем покупаю тур, обязательно смотрю документацию на наличие всего (страховок, комиссий и тд. и тп.) - без этого никак!


Елена, служащая из Курска:

- Последние несколько лет не пользуюсь услугами туристических фирм. Связано это с тем, что два раза, когда пользовалась услугами таких компаний, отдых у меня был испорчен. Выбирала их на основании рекламы в СМИ. Солидные организации, по моей просьбе предоставили лицензию на свою деятельность, в офисе на видных местах висели различные сертификаты, благодарности. Мне понравились предложенные условия отдыха и цена. Как потом оказалось, это все на словах. Отдыхала в худших условиях. Так, что теперь не верю всем рекламам, отзывам про туристические фирмы. Не хочу больше портить себе отдых. Легче самой разработать маршрут, на месте определиться с местом проживания. Это дешевле и спокойней.


Экспертное мнение

Ирина Щеголькова - руководитель пресс-службы Федерального агентства по туризму (Ростуризм):

Действительно, одной из самых серьезных проблем, которые возникают у наших туроператоров, работающих на выездном сегменте, остаются фингарантии. Страховые компании неохотно страхуют их риски, и, когда приходит время продлевать свое присутствие в реестре, возникают трудности. Так, по разным конечно причинам, на прошлой неделе из реестра были исключены 90 компаний, часть из которых не успела в том числе вовремя найти страховую компанию. Сложно сказать, будет ли до Нового года принят упоминаемый закон, а на отдых отправляться надо. Как себя уберечь? Советы прежние - внимательно выбирать туроператора: для этого надо зайти на сайт Ростуризма и в разделе Реестр туроператоров убедиться, есть ли он в реестре. Там же можно увидеть информацию, как давно работает компания на рынке, когда завершается срок страхования ее фингарантий, какова сумма страхования. Не стоит соблазняться дешевыми турами. Если средняя цена по рынку значительно выше спецпредложения оператора - это означает, что у компании финансовые трудности, и она привлекает "быстрые" оборотные средства, прибегая к демпингу. 


Алексей Степин – владелец сети туристических агентств "Мечта" в Орловской области. Ежегодно через пять офисов компании в теплые и холодные, дальние и близкие страны отправляются около 1,5 тысяч туристов. "Мечта" работает уже 10 лет.

– Можно дать несколько советов. Во-первых, не стоит гнаться за низкой ценой. Если компания предлагает путевки ниже на 20% - 30% – она следующая в очереди на разорение. Во-вторых, необходимо узнать, как долго работает на рынке туроператор. Открывшееся пару недель назад агентство – не достаточно надежный партнер (хотя, после истории с "Южным крестом", "Невой" это тоже не самый верный показатель). В-третьих, нужно познакомиться с компанией страховщиком, с которой работает туристическая фирма. Она тоже может разориться и тогда никаких денег не получить вовсе.

При заключении договора с туристическим агентством обратите особое внимание на положения об ответственности компании за нарушение его условий. Уточните, куда следует обратиться, в случае наступления страхового случая. Не лишним будет удостовериться, что договор страхования ответственности туроператора "не просрочен".

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ