У страха глаза велики
Как подготовиться к собеседованию и справиться с волнением.
Своими рекомендациями с нами поделился практикующий психолог, HR-менеджер Друзина Карина Вячеславовна.
- Карина Вячеславовна, как давно вы работаете с кадрами?
- С кадрами я работаю с 2018 года.
- Часто ли вы видите людей, которые сильно волнуются на собеседовании?
- На самом деле, очень часто. Причем, волнуются до такой степени, что теряются и забывают, как пишется имя и сколько им лет. Когда человек переживает – это нормально. Такое поведение говорит о том, что у него есть внутреннее состояние сверхответственности. Волнение происходит в двух ситуациях: либо когда он очень сильно готовился, либо когда наоборот – забыл подготовиться и не знает, как себя вести. Напротив – странно, когда человек слишком спокоен. Большая самоуверенность на первом этапе может оттолкнуть. Особенно, это сыграет роль при собеседовании на должность, требующую определенных стандартов. Такое поведение покажет, что человек не готов воспринимать чужие правила.
- А как люди относятся к тестовым заданиям на собеседовании?
- По-разному, все зависит от того, на какую позицию они идут. Если мы говорим о линейных позициях – менеджер, работник предприятия, то они не всегда понимают смысл тестовых заданий. Ведь тесты тоже бывают разного плана, одни компании тестируют на IQ, другие же просто тестируют на тип личности человека. А если тестов много, порядка 5-10, то людей это пугает, они не знают, с чего начать, и на первом же этапе отказываются от должности, считая наперед, что если так сложно только на тестовом задании, то что же будет дальше. Следующие этапы собеседования в этот момент кажутся им абсолютно непроходимыми.
Если говорить о классе специалистов, офисного и административного персонала, которые работают с бумагами в рамках офиса, то, естественно, они нормально относятся к тестам, причем любым и в любом количестве.
- Что еще может напугать человека, кроме теста?
- Также людей пугает, когда много этапов собеседования. Некоторые компании после одной встречи уже готовы дать ответ в течение нескольких дней. А есть компании, в которых проходит три, четыре и даже пять этапов собеседования, что зависит от уровня должности, как например, на руководящие места. После общения и тестирования с HR-менеджером, собеседование будет проходить с руководителем организации. На этот момент директор уже будет иметь портфолио и комментарии HR-менеджера, помимо личного резюме.
- Так как же произвести хорошее впечатление на собеседовании?
- Чтобы произвести хорошее впечатление, в первую очередь, рекомендую подготовиться к собеседованию. Никто наверняка не может знать, о чем его спросят, но есть базовые моменты, на которые будет обращать внимание любой HR-менеджер, например, знает ли человек, куда пришел. Нельзя говорить, что пришел от нечего делать или забавы ради – это неправильный подход. Человек должен ознакомиться как с организацией, куда он идет, так и с критериями самой вакансии. Идеально – когда человек углубился в этот вопрос. Он должен понимать спектр своих обязанностей, особенно, если речь идет о более высокой должности. Тогда он сможет задать грамотные вопросы на собеседовании и получить на них ответы.
Прежде, чем идти на собеседование, человек должен подготовиться по вопросам, которые интересуют его по вакансии, потому что так он сможет принять взвешенное решение. Лучше всего выписать их отдельно, чтобы в стрессовый момент ничего не забыть уточнить.
Потом, конечно же, внешний вид. Любое собеседование – это деловая встреча. На нее нельзя прийти в спортивном костюме, с грязной головой, в одежде оверсайз, в джинсах. Чтобы создать хорошее первое впечатление, гардероб должен быть подобран правильно. Для девушек лучше всего подходит юбка, брюки, свитер или джемпер, а для мужчин – костюм. Ухоженный внешний вид покажет, что человек готовился к встрече.
- Что нужно не забыть взять с собой?
- С собой всегда должен быть выход к вашему резюме, для этого совершенно не обязательно брать распечатку, достаточно иметь возможность показать его в телефоне. Очень важно, чтоб информация в резюме совпадала со сказанным на собеседовании.
Если есть какие-то материалы, которыми человек гордится, лучше всего иметь их в электронном виде. В ходе разговора, в момент рассказа о себе, он может это презентовать.
- Как нужно вести себя на собеседовании, чтобы все прошло удачно?
- HR-менеджер должен услышать четкий ответ, когда человек может преступить к работе, поэтому продумайте этот момент заранее. Не каждая компания готова ждать длительный период времени. Но если это точечная вакансия на рынке, узконаправленного специалиста могут подождать в рамках срока, оговоренного на собеседовании. Также и сама компания должна сказать, сколько времени потребуется для согласования кандидатуры с начальством.
Важно – говорить грамотно, не шептать. На телефоне должен быть отключен звук, не стоит прерывать беседу на телефонный разговор. Нельзя перебивать, в такой момент вы сами будете чувствовать себя неловко, упадет самооценка от навязчивых мыслей о потерянной возможности произвести хорошее впечатление. Держите паузы, отвечайте тогда, когда вас спрашивают прямо. Приходить нужно немного заранее, чтобы подготовиться и успокоиться.
Перед собеседованием продумайте, какие у вас есть сильные стороны. Взвесьте свои положительные и отрицательные характеристики. Вы сможете понять, что именно вам будет мешать, а что помогать в работе.
В вопросе о достижениях и неудачах, самое главное – понимать не то, что именно произошло, а как вы с этим справились.
Старайтесь не отзываться негативно о предыдущем месте работы и работодателе и не раскрывайте коммерческих тайн. Любой HR-менеджер может запросить информацию о вас на предыдущем месте работы, если информация будет расходиться, то он предпочтет довериться данным организации, а не самого кандидата.
Не стоит добавлять шутки. У всех разное чувство юмора, и реакция будет тоже разная. Придерживайтесь делового общения.
Держите спину ровно, плечи должны быть расслабленными, так вы покажете эмоционально расслабленную позицию уверенного человека. Когда человек в стрессе, все мышцы тела напряжены и это сразу заметно. Не рекомендуется манипулировать каким-либо предметом в руках, например, щелкать ручкой. Это также покажет ваше нервное напряжение.
- Есть ли какие-то способы борьбы со стрессом?
- Чтобы снять напряжение - не забывайте о дыхательной гимнастике, можете сделать глубокий вдох и выдох через рот, таким образом, вы расслабите голову и корпус тела. Воспользуйтесь улыбкой, она всегда располагает, так вы сможете снять напряжение. Положительные эмоции способствуют подъему энергии и сил. Такой отвлекающий маневр для самого себя поможет собраться с мыслями.
Также по пути на само собеседование попробуйте сжать руку и стряхнуть ее. Так вы выбросите энергию и освободитесь от нервного напряжения.
Лайфхак: чтобы справиться с приступом волнения, можете просто попросить воды. Когда HR-менеджер выйдет за водой, у вас будет время немного выдохнуть, затем попейте воды и переведите дыхание. Это упростит задачу не только вам, но и собеседнику.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
ДобавитьПоследние новости
05.09.2018