Наверх
vorle.ru

Праздник, которого нет?

Общество

4 ноября Россия в четвертый раз праздновала День народного единства, установленный в честь победы в 1612 году русского ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского над польскими интервентами, что ознаменовало окончание Смутного времени.

Когда думское большинство, отменив в качестве красного дня календаря годовщину Октябрьской революции – 7 ноября, сделало таковым 4-е, было заявлено, что в нашем календаре мало памятных дат, связанных с дореволюционным периодом России. И в самом деле, большинство государственных праздников, так или иначе связаны с советской историей нашей страны. Аполитичные Новый год и Рождество, 23 февраля - День создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии, 8 марта – Международный женский день, придуманный социалистками Кларой Цеткин и Розой Люксембург, и долгое время отмечаемый лишь в СССР, а позднее – в его странах-сателлитах. Первомай навевает воспоминания о классовой солидарности пролетариев всех стран. Особняком в этом ряду стоит День Победы, пожалуй, воспринимаемый подавляющим большинством населения России как один из самых главных праздников, как подлинный день национального единения.

Новый праздник в лице так называемого Дня России 12 июня, отмечаемый по случаю принятия в 1990 году Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, читай: независимости от СССР, поражает своей абсурдностью и не воспринимается большинством россиян как настоящий праздник. А его название правильно не могут сформулировать даже иные чиновники. А «брат-близнец Дня России – день Конституции – вообще стал обычным рабочим: видимо, социальные завоевания, декларированные в этом документе, россиянам представляются весьма сомнительными.

Как сомнительна и дата, определенная для Дня народного единства. Почему? Отвечаем. Итак, политическое положение России в 1610-1611 гг. было отчаянным. Из-за голода, цинги и предательства пал Смоленск. По стране рыскали нанятые польскими вельможами отряды и грабили народ. Бояре, сидевшие в Кремле, боясь недовольства народа, впустили в Москву польские войска и провозгласили царем королевича Владислава (который, заметим кстати, отрекся от русского престола лишь четверть века спустя). Шведы захватили Великий Новгород, Карелию и берега Балтийского моря. Польские войска так свирепо хозяйничали в Москве, что вызвали восстание простых горожан, «черных людей», против польского господства. Восстание поддержал и мужественно сражался Дмитрий Пожарский - будущий освободитель Москвы.

Баррикадные бои в Москве длились с 19 марта по 30 апреля 1611 года, восстание было жесточайше подавлено. Тяжело раненый Пожарский скрылся в своем имении близ Суздаля. Казалось, все: Россия как государство перестала существовать. Но сам народ развернул борьбу за спасение Родины. С осени 1611 года началась деятельность Кузьмы Минина по организации второго ополчения (первое, собранное дворянами братьями Ляпуновыми, 24 марта подошло к Москве, но успеха не имело). В декабре 1611г. второе ополчение, отлично снаряженное, отправилось в поход вверх по Волге. Во главе его был поставлен князь Пожарский. 5 марта 1612 года в Ярославле созывается «Совет всей земли» - первое временное правительство России, оно заключило перемирие со шведами. Обеспечив свой тыл, ополчение двинулось на юг освобождать подмосковные города и Москву. 20 августа 1612 года передовые отряды ополчения достигли окраин Москвы.

24 августа в тяжелом бою, где личным мужеством отличился Минин, был разгромлен отряд польского гетмана Ходкевича. Только 22 октября (4 ноября по новому стилю) с боем был взят Китай-город - вторая крепость Москвы. И, наконец, 26 октября (8 ноября по новому стилю), после отчаянного сопротивления, польский гарнизон Кремля капитулировал. Но до конца Смутного времени было еще очень далеко.

В январе 1613 года в Кремле открылся Земский Собор. Выбирали царя. Выборы сопровождались такими интригами, что даже историк-монархист С. М. Соловьев назвал их грязными. Самым популярным кандидатом был Пожарский, а самым богатым - Михаил Федорович Романов, дальний родственник первой жены Ивана Грозного. Причем за Михаилом стоял его отец - главный идеолог той эпохи патриарх Филарет. Романовы подкупом обеспечили себе большинство, и 7 февраля 1613 года Михаил Романов был избран царем. В то же время, в начале 1613 года Пожарский разгромил отряд польского королевича (и, формально, царя) Владислава, пытавшегося вернуть Москву. Еще через пять лет, уже старик, Пожарский побил поляков, отразив один из последних крупных походов на Москву; в том бою погиб его единственный сын.

Только 27 февраля 1617 года был подписан знаменитый Столбовский мир со шведами, по которому Россия теряла Карелию и Балтийское побережье, а 1 декабря 1618 г. - Деулинское перемирие с Польшей, по которому Россия теряла Смоленск.

Так называемая Смоленская война завершилась лишь в 1634 году, подписанием Поляновского мира, по которому Россия отказалась от прав на все земли, завоеванные Речью Посполитой за Смутное время и обязалась выплатить Польше 20 тысяч рублей. Вот каким было на самом деле окончание Смутного времени!

Ну, а что же произошло 4 ноября 1612 года? Да ничего! 4 ноября - это праздник Казанской иконы Богоматери, установленный еще Иваном Грозным в честь взятия Казани. Романовы восстановили этот праздник, чтобы подтвердить законность своей династии. Возникает естественный вопрос: не предлагается ли нам под видом некоего «Дня народного единения» праздновать установление (а, может быть, и восстановление) династии Романовых? Вопрос не праздный, потому что на обломках великой советской державы расплодилось множество имперски настроенных претендентов на трон…

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ



подписка