Уникальные подробности с раскопок у села Ровенка Добринского района
Общество<p ALIGN=justify>В последней декаде августа при раскопках у села Ровенка Добринского района сотрудниками Липецкой городской научной общественной организации "Археолог" были найдены погребения, принадлежащие к катакомбной культуре среднего бронзового века Восточной Европы. Корреспондент Gorodlip.ru встретился с руководителем раскопок Евгением Мельниковым, чтобы выяснить уникальные подробности.
На сегодняшний день изучены остатки от частично разрушенных трёх захоронений. Информация попала к специалистам благодаря своевременным действиям местного жителя А. Якимова, который и обнаружил при закладке котлована сосуд и кости человеческого скелета.
|
|
После археологической экспертизы, проведённой сотрудниками ЛГНОО "Археолог", стало ясно, что на территории Добринского района обнаружен уникальный археологический комплекс – грунтовый могильник эпохи средней бронзы (2500-2000 л. до н.э.).
- Евгений Николаевич, в чем заключается уникальность данной находки?
Котлован |
- Во-первых, грунтовые могильники обнаруживаются крайне редко и случайно, так как не имеют, в отличие от курганных могильников, внешних признаков (насыпей, скоплений камней, статуй и т.д.). На местности такие могильники никак не выражены, специальных методов их поиска не существует. Иными словами, открытие каждого нового грунтового могильника – событие в археологической науке. Для примера, грунтовых могильников бронзового века в бассейне р. Дон известно не более десятка, а курганов – несколько тысяч.
Во-вторых, катакомбная культура эпохи бронзы на территории современной Липецкой области хотя и известна, но недостаточно изучена. Раскопками исследовались в основном поселения позднего периода этой культуры, когда её история катилась к закату. Особенно это касается погребальных традиций. В данном случае мы имеем дело с некрополем эпохи расцвета культуры скотоводов. Таким образом, изучив этот памятник, мы получим новую информацию о предках.
Общий вид одного из погребений |
В-третьих, племена катакомбной культуры времени своего расцвета (к которому и относится ровенский могильник) заселяли гораздо более южные регионы – бассейн Нижнего и Среднего Дона (современные Волгоградская, Белгородская и Воронежская области). И вдруг мы обнаруживаем, что одно из племён катакомбной культуры переселяется гораздо севернее, продвигаясь по реке Битюг. Это, несомненно, открытие.
Еще уникальность и в том, что любое племя с традиционным мышлением хоронит своих умерших сородичей на родовой территории, которую считает своей. То есть катакомбники уже обжили степной район Битюга. Теперь имеет смысл начать целенаправленный поиск их поселений. А это уже новые задачи и перспектива новых открытий.
Ну и еще что немаловажно, погребальный ритуал племён катакомбной культуры известен для курганных захоронений, то есть, для социальной верхушки того общества. Для простых общинников, погребавшихся в грунтовых некрополях такой ритуал практически неизвестен. Изучив ровенский могильник, мы сможем сравнить ритуалы и традиции для ВСЕГО катакомбного общества. Кроме того, пока открыт вопрос о половозрастном делении катакомбного общества, - опять же, из-за недостатка грунтовых захоронений.
Очень интересно и описание погребений, предоставленные корреспонденту Gorodlip.ru Евгением Мельниковым.
Погребение 1
Содержало остатки скелета взрослого человека (предположительно девушки) и глиняный лепной сосуд, покрытый орнаментом. Нижняя часть скелета (кости ног) была разрушена местными жителями при извлечении сосуда.
|
|
Тело умершего человека в древности было уложено головой на север на левом боку с подогнутыми ногами. Руки были вытянуты параллельно, кистями к коленям и слегка согнуты. Это так называемая поза "всадника", характерная для некоторых скотоводческих культур, специализирующихся на отгонном пастушестве.
Примечательно, что плечевые кости и череп имели остатки минеральной краски – охры, алого цвета. Специалисты связывают обряд посыпания частей тела в древности охрой, проявлением культа крови и огня.
Погребение 2
Содержало остатки скелета ребёнка (предположительно 5-7 лет). Кроме остатков скелета иных объектов обнаружено не было. Инвентарь (сосуды, вещи, украшения) отсутствовал, что объясняется низким половозрастным статусом детей в катакомбном обществе.
Могильная яма имела неправильную форму и была оформлена в древности подбоями, – прокопанными вглубь стенками. В подбое и находился скелет ребёнка.
|
|
Тело ребёнка в древности было уложено головой на юго-запад на правом боку с подогнутыми ногами. Остатки костей рук были вытянуты параллельно, кистями к коленям и слегка согнуты.
Интересно, что череп имеет искусственную деформацию – резкий прямой переход от надбровных дуг к затылку. Это достигалось привязыванием дощечки сверху к голове младенца, в результате чего верхняя часть уплощалась и удлинялась. Делалось это для выделения человека в массе общинников по неизвестным причинам (предположительно – социального характера).
Скелет плохо сохранился из-за обилия нор, условий почвы и небольшого размера, так как принадлежал ребёнку.
Погребение 3
Содержало остатки скелета взрослого человека (предположительно женщины до 30 лет). Нижняя часть скелета (кости ног и таза) была разрушена местными жителями при закладке карьера.
|
|
Могильная яма имела овальную форму и была оформлена в древности подбоями, – прокопанными вглубь стенками. Скелет человека располагался в южной части могильной ямы, так, что череп находился в её центре.
Тело женщины в древности было уложено головой на юг на правом боку. Остатки костей рук были вытянуты параллельно, кистями к коленям и слегка согнуты, аналогично скелету в погребении 1 (поза "всадника").
|
|
Кроме костей скелета в могиле располагалось два сосуда.
Погребение интересно наличием чётких признаков катакомбной культуры эпохи бронзы, редко отмечаемых на нашей (липецкой) территории.
Эти уникальные данные говорят о том, что значимость открытия этого могильника велика и научно важна.