Местное самоуправление - тульский опыт
Общество30 июня в Алексине в Доме культуры «Химик» им. В.С.Бондаря под председательством губернатора Тульской области Вячеслава Дудки состоялось заседание губернаторского совета. С докладом о ходе и перспективах реализации реформы местного самоуправления в Тульской области по первому вопросу выступил начальник управления по развитию местного самоуправления аппарата обладминистрации Александр Кошелев.БзЮ
Он напомнил, что на 1 января 2009 года на территории региона действуют 175 муниципальных образований. Из них 5 являются городскими округами, 22 имеют статус муниципальных районов, 39 городских и 109 сельских поселений. Последним крупным вновь образованным городским округом стал посёлок Славный, созданный на базе бывшего закрытого административно-территориального образования Тула-50 в Арсеньевском районе.
За 4 года создана солидная нормативно-правовая база для муниципальной реформы: в период с февраля 2005 года принято 365 законов Тульской области в этой сфере. 1 марта состоялись муниципальные выборы, которые прошли по новой схеме. Так, в семи городских поселениях с численностью избирателей свыше 20 тысяч, применялась смешанная пропорционально-мажоритарная система, в небольших посёлках и сельских поселениях образовывались многомандатные округа, в некоторых райцентрах – одномандатные.
В 36 городских и 109 сельских поселениях были замещены 1585 депутатских мандатов. В среднем активность избирателей по области составила 41,72% , что на 11% выше, чем аналогичный показатель на муниципальных выборах 2005 года. Около 60% избранных депутатов имеют высшее образование, а более 30% - среднее специальное.
Главы муниципальных образований теперь избираются не населением, а из числа депутатов местного Собрания, главы администраций городов и районов назначаются конкурсной комиссией, сельских поселений – совмещают эти обязанности со статусом главы муниципального образования и председателя местного Собрания. Районные Собрания теперь не избираются, а формируются делегированными из поселений главами и депутатами, что привело к досрочному прекращение полномочий практически всех представительных органов муниципальных районов.
В трёх районах – Венёвском, Дубенском и Ясногорском при этом возникли проблемы. В последнем районе самороспуск прошёл с нарушением сроков, в Дубне районное Собрание никак не могло провести последнее заседание, а в Венёве вновь сформированное Собрание представителей судом было признано нелегитимным из-за нарушений при снятии полномочий депутатов прошлого, выборного созыва.
Были нюансы в Заокском районе, где глава муниципального образования прошлого созыва Алексей Мохов никак не мог определиться – от какого из сельских поселений ему делегироваться в район. В итоге он ушёл на должность главы администрации района, уступив этот пост Валерию Горюнову – депутату от Пахомовского сельского поселения.
Ещё одним новшеством стал перевод глав муниципальных образований (кроем сельских) на неоплачиваемую основу. Те из них, кто остался с прошлого созыва, вынужден искать другую работу, которая не противоречила бы депутатскому статусу.
Другой проблемой стали кадры для органов местного самоуправления. По данным Росстата, к концу I квартала 2009 года в местных администрациях Тульской области трудилось 4235 человек. Укомплектованность органов МСУ составила 96,1%, средняя зарплата муниципальных служащих составила 19642 рублей, или на 45,9% больше, чем к концу марта 2008 года. Для сравнения: 14416 рублей – такова средняя зарплата в целом по экономике Тульской области (без учёта субъектов малого бизнеса) в I квартале этого года, что всего на 17,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
А вот с образовательным уровнем у трети муниципальных чиновников не всё в порядке: около трети из них пока не имеют высшего образования. Чтобы восполнить этот пробел, разработана и реализуется областная программа «Развитие муниципальной службы в Тульской области в 2008-2010 гг.».
Ещё одну проблему обозначила заместитель директора департамента финансов Тульской области Любовь Гордеева. По её словам, в 2008 году долг муниципальных образований перед областью превысил 1,5 млрд. руб.
В настоящее время на рассмотрении в Тульской областной Думе находится проект закона Тульской области, уточняющий межбюджетные отношения, в котором учтены все изменения, внесенные в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в 2008-2009 годах. В этом году во всех муниципальных образованиях области начата работа, связанная с реализацией Указа Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». В целях поощрения достижения наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления в бюджете области предусмотрено 30 млн. рублей. Принят закон области, устанавливающий порядок предоставления грантов муниципальным образованиям.