В ЦФО восстанавливается потребительская активность
В последние месяцы оборот розничной торговли превосходит прошлогодние значения
За девять месяцев текущего года оборот розничной торговли или выручка от продажи товаров населению перевалило за показатель в 34 трлн руб. Данная величина в сопоставимых ценах примерно на пять процентов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Причем рост демонстрируют обе подотрасли – продажи пищевых продуктов в совокупности с реализацией напитков и табачных изделий увеличились на 2,3%, а непродовольственные товары принесли торговым точкам на 7 п.п. больше относительно января-сентября 2022 г.
За год россияне немного скорректировали свои предпочтения касательно выбора мест для покупок. Торговая среда заполнена организациями и индивидуальными предпринимателями, работающими стационарно. Их доля достигает 95,6%. Удельный вес розничных рынков и ярмарок, часто использующих передвижные средства для доставки товаров в разные оборудованные точки сбыта, за год сократился на 0,6 п.п. и сейчас равняется 4,4 процентам.
Шаг за шагом восстанавливается потребление продуктов питания и непродовольственных вещей и в Центральном федеральном округе.
Оборот розничной торговли в ЦФО
За три квартала выручка от продажи продукции в ЦФО составила 11,3 млрд руб. В сравнении с таким же прошлым временным отрезком оборот розницы увеличился на 3,4 п.п. Это меньше, чем в среднем по стране, и хуже относительно других федеральных округов, за исключением Дальневосточного с его повышением в 2,9 п.п.
Внутри ЦФО лучшего всего покупательская активность растет в Тульской обл. – сразу на 9,1%. Увеличение в пределах 5-6 п.п. свойственно для трех субъектов в округе. В Брянской обл. (-3,1%), Белгородской обл. (-2,9%), Тамбовской обл. (-1,3%) и Липецкой обл. (-0,9%) спрос населения продолжает сокращаться, независимости от общей положительной динамики как в отдельном Центральном округе, так и в целом по стране. В данных регионах вместе с шестью территориальными российскими единицами (Ненецкий и Чукотский авт. округа, Астраханская обл., г. Севастополь, Карачаево- Черкесская Республика и Камчатский край) продолжается спад розничных продаж.
![Рост оборота розничной торговли](/media/filer_public/a3/e7/a3e733a3-0cb9-45b6-bf7f-41bae57fcac1/rost_oborota.jpg)
Сокращение объемов розничного потребления началось в апреле 2022 г. Санкционное давление и переключение тумблера в экономный режим у населения (минус лишние траты, создаем финансовую подушку безопасности) максимально снизили обороты торговли. Наиболее сдержанный потребительский интерес характерен для мая, октября и декабря прошлого года. Уменьшение розничного оборота торговли достигало показателей в 13-15%.
![Динамика оборота розничной торговли в ЦФО](/media/filer_public/46/a6/46a6a322-d1fa-497b-892b-b0124164c146/dinamika_po_sravneniiu_s_proshlym_godom.jpg)
В апреле, спустя ровно 12 месяцев после наступившего падения, эффект низкой базы обозначил закономерный рост денежной выручки от продажи. Совсем недавно, в последние два-три месяца, предприниматели принялись возвращать то, что потеряли год назад, а потребительская заинтересованность в финансовом выражении стала напоминать уровень спроса двухлетней давности.
Расходы населения
В третьем квартале совокупные траты жителей Центрального округа превысили планку в 4 трлн руб., что, собственно, и позволило выйти в общий плюс. До этого, расходы что по итогам первого квартала (-12 п.п.), что в конце полугодия (-1,4 п.п.), уступали прошлогодичным значениям.
![Квартальный оборот розничной торговли в ЦФО](/media/filer_public/58/e0/58e0404a-be65-405c-b338-61831d5a076c/oborot_v_tsfo.jpg)
Две трети оборота розничной торговли во всем округе приходится на столицу (4,6 трлн руб.) и Подмосковье (2,8 трлн руб.). Регионы в бесчисленный раз подтверждают статус самых платежеспособных субъекта страны. Например, потребление товаров в Московской обл. сравнимо со спросом в Уральском федеральном округе, в который входит шесть регионов.
В остальных случаях лидеры привычные и устойчивые – Воронежская обл., Белгородская обл. и Тульская обл. В конце списка менее экономически развитые Орловская и Костромская области.
![Оборот розничной торговли за девять месяцев](/media/filer_public/47/b1/47b1b680-5557-4184-86a2-d5f5ab5b5f04/oborot_v_regionakh.jpg)
В итоге, потребление товаров населением ЦФО по чуть-чуть начинает оттаивать от замерзших на одном уровне показателей. Частично настоящее утверждение подтверждает величина оборота розничной торговли в каждом месяце.
![Состояние розничной торговли](/media/filer_public/93/f6/93f6decc-1040-4090-8350-60d6fddc4c29/sostoianie_torgovli_po_mesiatsam.jpg)
В каждом месяце, начиная с марта, потребительские расходы в сопоставимых ценах на продукцию неизменно увеличивались. Некатастрофичный минус после подъма образовался лишь в сентябре. Падение объясняется окончанием школьных сборов, делавших кассу продавцам в августе. Похожая тенденция присутствовала в статистике и в прошлом, и в позапрошлом годах.
На увеличение оборотов розничной торговли повлиял не только эффект низкой базы, но и выросшая заработная плата (в ЦФО плюс 11,3% на конец августа) и плавный отход от принятой в неспокойные времена сберегательной модели поведения. Часть жителей отказываются от долгосрочных целей, таких как покупка квартиры, машины, крупных инвестиционных вложений, в пользу удовлетворения повседневных потребностей. Люди постепенно привыкают и к непродовольственным товарам длительного пользования (бытовая техника, мебель и т.д.), поставляемым из дружественных стран или импортозамещаемым собственным производством.
Но пока рано заблаговременно восклицать о восстановившейся потребительской активности. Так руководители организаций розничной торговли в ходе опроса Росстата среди главных причин, лимитирующих деловое оживление в III квартале, как и прежде, называют недостаточный платежеспособный спрос населения. Его назвали 39% участников анкетирования.
![Факторы, тормозящие активность](/media/filer_public/73/3c/733ccf4b-082c-485f-8312-2771e6992143/faktory_tormoziashchie_aktivnost.jpg)
Россияне продолжают привыкать к актуальной экономической действительности. В последние 3-4 месяца все были настроены тратить, но желание может меняться в зависимости от приходящих обстоятельств.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
ДобавитьПоследние новости
23.07.2024
![](/static/img/text_gradient.png)
18.07.2024
![](/static/img/text_gradient.png)
09.07.2024
![](/static/img/text_gradient.png)
03.07.2024
![](/static/img/text_gradient.png)
01.07.2024
![](/static/img/text_gradient.png)
13.06.2024
![](/static/img/text_gradient.png)
11.06.2024
![](/static/img/text_gradient.png)
31.05.2024
![](/static/img/text_gradient.png)
28.05.2024
![](/static/img/text_gradient.png)
28.05.2024
![](/static/img/text_gradient.png)
07.05.2024
![](/static/img/text_gradient.png)
23.03.2024
![](/static/img/text_gradient.png)
12.03.2024
![](/static/img/text_gradient.png)
05.03.2024
![](/static/img/text_gradient.png)
29.02.2024
![](/static/img/text_gradient.png)
28.02.2024
![](/static/img/text_gradient.png)
27.02.2024
![](/static/img/text_gradient.png)
21.02.2024
![](/static/img/text_gradient.png)
24.07.2024
![](/static/img/text_gradient.png)
15.07.2024
![](/static/img/text_gradient.png)