Нелегальное кино
Как кинотеатры приспосабливаются к санкциям и чем они рискуют.
Российская кинотеатральная индустрия недавно столкнулась с серией трудностей, и пожалуй, ее можно смело назвать самым пострадавшим бизнесом за последние годы. Вначале, по ней жестко ударил локдаун, который ограничил деятельность кинотеатров и лишил их выбора. В то же время, стриминговые сервисы в период локдауна значительно развились и стали популярными среди зрителей до такой степени, что у некоторых людей просто исчезла привычка ходить в кинотеатры.
А последний год добил индустрию окончательно уходом из страны самых крупных компаний, таких как Warner Bros., Universal Pictures, Disney, Sony и Paramount. Они приняли решение уйти из страны или существенно ограничить свое присутствие на российском рынке.
По исследованию "Невафильм Research" выяснилось, что с января по июль количество кинотеатров упало на 6,4%, а число кинозалов даже еще сильнее - на 12,4%!.По итогам 2022 года осталось всего лишь 4966 кинозалов. Кинотеатры реально страдают.
Тем не менее кинотеатры не исчезли вовсе и пытаются выживать в сложившихся реалиях. Сначала они бесконечно продлевали фильмы, которые уже успели получить в прокат до известных событий, потом стали показывать “шедевры кинематографа” и старые материалы.
По ходу дела, российский зритель успел пересмотреть "Начало"(12+) Кристофера Нолана и все части "Брат" (16+) Алексея Балабанова, но стало очевидно, что без премьер не обойтись. Люди хотят видеть свежие фильмы и с нетерпением ждут их выхода. Конечно, голливудские маркетологи не остаются в стороне и умеют успешно создавать шум вокруг предстоящих новинок. В августе наверняка никто не смог пропустить "барбикор", и что уж говорить о новых фильмах от Марвел. Тысячи фанатов всегда с огромным волнением ждут их выхода.
Что же придумали владельцы кинотеатров, чтобы показывать зарубежные фильмы без прав на прокат?
Конечно же, на помощь пришло старое доброе пиратство. Региональные кинотеатры сначала использовали очень интересную схему. Печатали двойные постеры для фильмов, где половина отводилась какой-то российской картине, а другая той, на которую реально хотели пойти люди. Тогда как раз шумели “Аватар”(12+), “Русалочка”(6+), “Человек-паук”(12+). Фильмы показывали подряд, но люди приходили на первую часть сеанса, таким образом кинотеатры проводили законно билеты и получали аудиторию, которая тогда еще и хорошо готова была платить за новинки. Билеты стоили от 500 рублей, что недешево для регионов.
А сейчас, они уже стали смело нарушать правовые рамки, превращаясь в неофициальных представителей западных новинок. Изначально запрещенные для проката фильмы, такие как "Бэтмен" и мультфильм "Я краснею", теперь можно было увидеть на экранах некоторых провинциальных кинотеатров.
Крупные города придумали еще одну интересную схему: устраивать Кино-вечеринки. Они назвали это "Cim-Party". Они предупреждали, что это не акция самого кинотеатра, а организатора, который арендует их залы.
Можно было посмотреть такие крутые фильмы, как "Бэтмен"(16+), "Доктор Стрэндж"(16+), "Морбиус"(16+) и новый "Топ Ган"(16+). Но чтобы попасть на такую сеанс, нельзя было купить билеты онлайн, только забронировать по телефону, а потом уже выкупить в кассе.
По факту, кинотеатры, когда показывают зарубежные фильмы, систематически нарушают не только права киностудий, но и законы России. Ведь нужно иметь специальное разрешение на прокат, а также соблюдать возрастные ограничения и не обходить официальную продажу билетов. О сложившейся ситуации высказалась наша эксперт, юрист по авторскому праву, Надежда Касацкая.
Прокат кинофильма невозможен без прокатного удостоверения и лицензионного договора. Кинотеатры стремятся соблюдать эти требования, но, скорее всего, они открываются как индивидуальные предприниматели (ИП), затем сдаются в аренду и уже ИП осуществляет показ фильмов, возможно, с целью снизить возможные штрафы.
Также были нарушены права киностудий, поскольку они не дали российским кинотеатрам разрешение на использование аудиовизуальных произведений. Однако иногда кинотеатры заключают договоры с Российской Федерацией об обходе киностудий, если у кого-то есть лицензия на фильм и право передавать сублицензию. Тем не менее, бывает так, что кинотеатры получают прокатное удостоверение задолго до выхода фильма, и в этом случае они не нарушают правила, так как, скорее всего, уже подписанные договоры не могут быть односторонне расторгнуты.
Сейчас, если показывать фильм без прокатного удостоверения, можно нарваться на штраф от 50 000 до 100 000 рублей. Когда это нарушение повторяется, юридическим лицам грозит еще более серьезное наказание - штраф от 100 000 до 200 000 рублей или даже приостановление деятельности на 90 суток.
Однако, у кинотеатров почти нет выбора - либо нелегально показывать то, что зритель хочет увидеть, либо столкнуться с финансовыми трудностями в скором будущем. В то же время, пока наши зрители еще не готовы к тому, чтобы выходить на кинорынки Индии, Латинской Америки и Китая.
Что касается озвучки, на данный момент показывают копии фильмов, специально для Казахстана и других стран СНГ. Там до сих пор работают уже привычные актеры дубляжа. Вот такая система сейчас действует, но кто знает, может в будущем что-то изменится.
Будет очень интересно следить за дальнейшим путем развития российских кинотеатров и то, как они адаптируются к изменяющимся условиям. Какие еще стратегии будут использованы для выживания в этой сфере кинотеатрами?
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить