RFM-анализ: простой и мощный бизнес-инструмент
Три прибыльных буквы.
RFM-анализ появился ещё в семидесятые годы минувшего века, но и в наши дни считается одним из важнейших бизнес-инструментов по стратегическому управлению клиентскими базами.
Изначально этот метод использовался в сфере адресной почтовой рассылки. Окончательно RFM (в его современной форме) оформился в 1995-м году. Тогда вышла в свет работа маркетологов Бальта и Вансбика, позднее «подтверждённая» другими авторами.
Конечно, жизнь не стоит на месте, и RFM постоянно модернизируется и дорабатывается. Однако его эффективность проверена реальной бизнес-практикой многих тысяч, если не миллионов предпринимателей по всему миру.
О сути дела подробно расскажет эксперт ИА vRossii.ru - Ольга Тарасова, кандидат экономических наук, доцент Базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления г. Москвы Российского экономического университета имени Плеханова.
Давайте начнём с самого начала. Как правильно и профессионально дать определение RFM-анализу?
RFM-анализ (Recency, Frequency, Monetary) - это метод анализа потребительской активности, который позволяет классифицировать клиентов на основе данных
- о времени совершения покупок,
- об их количестве
- и об общей сумме потраченных денег.
Показатель Recency (свежесть) – это период времени, прошедший с момента, когда клиент совершил последнюю покупку. Frequency (частота) отражает количество покупок, сделанных им за определённый временной отрезок. Наконец, Monetary (затраты) – это общая сумма, которую клиент потратил на покупки – за тот же период.
Зачем предпринимателям нужен именно этот вид анализа?
На основе RFM-анализа бизнес может определить
- наиболее ценных клиентов, которые покупают часто и тратят много, а также сделали последние приобретения недавно;
- а также, наоборот, клиентов, которые покупают редко и тратят мало;
- исходя из этого, разработать персонализированные маркетинговые стратегии для различных сегментов клиентов на основе их поведения и потребностей.
Таким образом, RFM-анализ позволяет бизнесу
- определять наиболее прибыльных клиентов,
- более эффективно управлять своими ресурсами,
- снижать затраты на маркетинговые кампании,
- повышать эффективность взаимодействия с клиентами.
Как проводить RFM-анализ на практике?
RFM-анализ может быть проведён на основе данных о покупках, которые хранятся в базе данных предприятия или организации или CRM-системе.
Обычно для совершения RFM-анализа оператор собирает данные о покупках и обрабатывает их, например выделяя показатели покупок за каждый период времени. Далее для каждого сегмента разрабатываются свои маркетинговые стратегии.
Например, клиенты в сегменте с низким Monetary (затратами) и высокой Frequency (частотой) могут быть заинтересованы в программе лояльности или различных скидках. Наоборот, клиенты в сегменте с высоким Monetary и низким Frequency могут быть заинтересованы в эксклюзивных предложениях на ещё более дорогие товары или услуги.
Каковы плюсы и минусы RFM?
К плюсам RFM-анализа относят, прежде всего, простоту, ясность и точность. В то же время, при его проведении, необходимо учитывать и возможные «подводные камни», такие как отсутствие контекста (например, иногда не учитываются «сезонные» обстоятельства или текущие скидки, что в итоге искажает оценку клиента).
В целом, RFM-анализ является полезным инструментом для сегментирования клиентов и дальнейшей разработки маркетинговых стратегий, но его результаты следует рассматривать в контексте других данных, которые могут влиять на поведение клиентов.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
ДобавитьПоследние новости
17.04.2025

17.04.2025

15.04.2025

10.04.2025

08.04.2025

08.04.2025
0+
04.04.2025

04.04.2025
12+
03.04.2025

01.04.2025

27.03.2025

26.03.2025

26.03.2025

21.03.2025

20.03.2025

18.03.2025

17.03.2025

21.04.2025

18.04.2025
