В России у камер видеофиксации ПДД появились новые задачи
Эксперт ИА vRossii.ru – о «мусорных» поправках в «автомобильное» законодательство.
В январе этого года в России окончательно вступили в силу поправки к Административному кодексу, ужесточающие наказание за незаконный выброс мусора из автомобилей. Соответствующий федеральный закон был принят ещё в июле 2022-го. Тогда же заработала основная часть поправок, сейчас их «догнали» остальные.
Новые «антимусорные» поправки достойны вдумчивого разговора уже потому, что это пока что первый в России случай, когда показатели камер видеофиксации ПДД будут использоваться не для документирования нарушений, напрямую связанных с дорожным движением. Кстати, законодательная норма, связанная с этим моментом (примечание к статье 1.5 Административного кодекса («Презумпция невиновности»)), как раз вступила в силу именно в январе.
Сразу напомним, что, прежде всего, закон направлен вовсе не в отношении наиболее распространённых случаев, когда водитель или пассажир выбрасывает мусор из окна автомобиля на дорогу или обочину, и машина едет дальше. Таким «бытовым» нарушителям пока беспокоиться особенно не о чем. Главные «адресаты» этих поправок – полулегальные бизнесмены, которые берутся за благородные (и неплохо оплачиваемые) задачи по вывозу мусора, но при этом сваливают его не на официальных полигонах ТБО, а в неположенных местах.
Обо всём этом расскажет постоянный эксперт ИА vRossii.ru - Наталья Проданова, доктор экономических наук, профессор Базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.
Вы позитивно расцениваете новые поправки?
Да. Новый 2023-й год принёс в Российскую Федерацию множество изменений, в том числе, и в правовом поле. Одним из таких нововведений как раз является повышение материальной ответственности за осуществление выброса мусора из автотранспортного средства вне специальной территории, или, проще говоря, «на ходу». Проблема эта много лет волновала юристов (как и надзорные органы), но коренные изменения в лучшую сторону произошли только сейчас.
О чём говорит опыт других государств в данной сфере?
В общемировой практике вопросами борьбы с мусором, и не только на дорогах, до недавнего времени были озабочены и такие страны, как, например, миллиардный Китай. Буквально недавно в этом успешном государстве «мусорная» проблема грозила обернуться настоящей катастрофой – перенаселённая страна захлёбывалась в бытовых отходах.
Например, согласно статистике, ещё в 2015-м году 246 городов Китая произвели 185,6 миллиона тонн бытовых отходов, что превысило показатель за предыдущий, 2014-й, год на 5 миллионов тонн.
Как и многие другие цивилизованные страны, Китай борется с мусором с помощью штрафов. Ответом на «мусорную» проблему стало введение штрафов за нежелание сортировать отходы – как для физических лиц, так и для компаний. Эти произошло несколько лет назад. С физических лиц в бюджет взимают штраф в размере 50 юаней (около семи долларов), с организаций — до 1000 юаней (порядка 145 долларов).
Это ведь достаточно «чувствительные» меры воздействия?
Да, но китайские экологи утверждают, что приучить человека к порядку могут только «драконовские» меры финансовых взысканий, что вполне в стиле китайского государственного менеджмента последних десятилетий. Благодаря этому ситуацию удалось вывернуть из практически «мусорной трагедии» на плато экологического улучшения, заодно обеспечив и дополнительные бюджетные поступления.
Интересный пример. А если сравнить ситуации в Китае и России?
В Российской Федерации, не обладающей настолько объёмным человеческим капиталом, как в КНР, мусорная проблема не стоит так остро. Скорее, в силу большой удалённости населённых пунктов друг от друга, она носит точечный характер – наибольшее количество отходов скапливается в районе массовых городов-миллионеров, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, а также популярных курортов Краснодарского края.
Вернёмся к поправкам. Как считаете, они затронут только мусорный бизнес или и рядовых автонарушителей, выкидывающих отходы на дороги и обочины?
Правовая инициатива носит всеобщий характер, но на деле, в основном, затрагивает юридических лиц и частных предпринимателей, хотя отчасти касается и автолюбителей. То есть, например, за выброшенный из машины окурок или пакет штраф точно придёт, в случае, если нарушение было зафиксировано. Но по сути законодательные изменения касаются не только этих случаев.
Что же ждёт бизнес?
В основном, увеличенные штрафные санкции за незаконную свалку мусора направлены против недобросовестных предпринимателей. Раньше им было выгоднее везти свои отходы не на официальные пункты приема отходов, а в ближайшую лесополосу, либо выгружать его прямо на обочинах дорог.
Дело не в лени водителя грузового транспорта, а в простой прагматичности и экономической выгоде – раньше, чтобы вывезти контейнер с мусором, бизнесу приходилось платить около 10 тысяч рублей (если полигон вообще принимал отходы). А вот штраф за выброс в неположенном месте составлял всего от одной до двух тысяч рублей. Выгода предпринимателя очевидна.
Теперь же штраф за выгруз мусора в неположенном месте составляет
- для граждан от 10 до 15 тысяч рублей,
- для должностных лиц - до 60 тысяч
- и для юридических лиц - до 100 тысяч.
Если мусор выбрасывают с грузовика, штраф увеличивается до
- 75 тысяч,
- 100 тысяч
- и 200 тысяч соответственно.
При повторном нарушении размер штрафа удваивается, кроме того, у такого злостного нарушителя могут конфисковать автомобиль.
Как считаете, насколько сильно в отслеживании таких нарушений помогут видеокамеры?
Конечно, помогут, но это ещё не всё. Для полноценной фиксации нарушений потребуется не только расширение системы видеонаблюдения, но и внедрение иных, новых интеллектуальных систем по контролю за оборотом строительных отходов. Сейчас всё это обсуждается в Министерстве экономического развития.
В ведомстве считают, что нейронная сеть должна идентифицировать грузовые автомобили по контуру их кузова, а также определять наличие или отсутствие в нём строительного мусора. Если установлено, что машина везёт отходы, то система должна автоматически установить, включён ли данный грузовой автомобиль в региональный реестр перевозчиков строительного мусора и получен ли этим перевозчиком электронный талон на соответствующую перевозку. Возможно, сеть сможет даже проконтролировать всё движение грузовика по маршруту непосредственно до места выгрузки, проверить, доехал ли автомобиль до КПСО (комплекса по переработке строительных отходов), указанного в электронном талоне.
Как я понимаю, это всё же технологии, которые пока что находятся в разработке?
Да, но прямо сейчас уже нарабатывается новая правовая практика по заметно увеличившимся штрафам. Экологический и лесной надзор, получившие эту сферу в свою компетенцию, выписывают нарушителям «письма счастья», готовясь, конечно, к волне возражений от нарушителей.
Каков будет конкретный процент возражений по новым штрафам – покажет ближайшее время. Возможно, в ближайшие месяцы стоит ожидать новых пленумов Верховного суда по вопросам, связанным с незаконным вывозом мусора и административной ответственностью за подобного рода правонарушения.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить