Евгения Шеншина: «Жить ещё лучше в тех условиях, которые уже есть»
Интервью с сооснователем и совладельцем платформы The Деньги.
Пожалуй, большинство граждан нашей страны уже привыкло к слову «краудфандинг» (происходящего от сочетания английских слов crowd («толпа») и funding «финансирование»). В основном, благодаря различным деятелям искусства, без конца собирающих средства с поклонников на издание своих новых и переиздание своих старых произведений. Напомню, что так называется коллективный сбор финансов через интернет с конкретной целью и конкретной наградой для благотворителя.
Именно таким образом издавались новые альбомы таких «легенд русского рока», как ДДТ, «Аквариум», «Алиса» и многих других. Заслуженные рокеры предлагали своим поклонникам «скинуться по копеечке» и перевести им конкретную сумму как плату за ещё не вышедший (и не записанный альбом). В итоге «на выходе» группа получала необходимые деньги для записи и тиража, а фанаты – новые песни любимых коллективов (иногда на физических носителях, включая и виниловые пластинки, а иногда и с приятными бонусами вроде автографов).
«Краудлендинг» - слово менее привычное. Некоторые считают, что это просто один из сортов «краудфандинга». Однако между этими понятиями есть принципиальная разница, ведь «лендинг» (lending), в данном случае, - это интернет-страница, которая, при помощи краткой презентации продукта, побуждает пользователя совершить целевое действие. Благотворительностью тут не пахнет, зато пахнет бурным развитием малого и среднего бизнеса, а также реальной возможностью заработка для, в принципе, любого гражданина.
В общем, «краудлендинг» - это тоже целевой сбор средств через интернет, но не с целью финансирования неких альтруистических проектов, а с целью инвестирования и дальнейшего получения прибыли. Подробнее обо всём этом расскажет Евгения Шеншина - сооснователь и совладелец краундлендинговой платформы The Деньги (18+), выпускница университета Ливерпуля по специальности «международное коммерческое право», человек, который привлёк около 2 миллионов евро в инвестпроекты, связанные с малым и средним бизнесом.
Слово «краудфандинг» уже стало довольно привычным для среднестатистического россиянина и не отпугивает его. Как считаете, с «краудлендингом» как таковым будет так же? Или это какое-то краткосрочное, пусть и любопытное, явление? На чём основаны ваши предположения?
Что будет с краудлендином — сильно зависит от экономической ситуации, усилий самих площадок и доверия россиян к разным финансовым инструментам. Что происходит сейчас? Акции крупнейших компаний России рухнули, недвижимость дешевеет, а темпы роста официальной инфляции в два раза опережают ставки по депозитам.
Это все привело к тому, что в краудлендинге появись новые инвесторы, разочаровавшиеся в прежних инструментах. Малый и средний российский бизнес больше не может привлекать деньги на российских биржах за счет выпуска корпоративных облигаций. В том числе из-за этого в конце первого квартала 2022 года рынок краудлендинга вырос почти на 18%.
Однако мы считаем, что краудлендинг не «на хайпе» — он очень устойчив. В отличие от фондового рынка, он в меньшей степени подвержен влиянию кризисов. Даже в нынешней тяжелой для бизнеса ситуации в краудлендинг идут заемщики, готовые давать инвесторам доходность от 30% годовых.
Главный фактор развития рынка краудлендинга в следующем году — рост оборотов малого и среднего бизнеса на фоне серьезных проблем у крупного бизнеса, а также неспособность МФО и банков предоставлять МСБ финансирование в необходимом объёме. Сейчас в краудлединге числится в районе 200 000 инвесторов, и спрос на услуги по содействию в инвестировании серьезно уступает предложению.
Мы прогнозируем, что в ближайшие полгода краудлендинг будет расти примерно на 15% в месяц. Почему мы так думаем? Инвесторы потеряли доверие к традиционным финансовым инструментам, а малый и средний бизнес столкнулся с недостатком внешних источников финансирования. Это значит, что они ограничены в банковском финансировании. Краудлендинг — привлекательный инструмент и для инвесторов, и для заемщиков.
Главное здание Центрального Банка Российской Федерации
Москва, улица Неглинная, дом 12
Фото: www.tvc.ru
Можете максимально упрощённо описать – что надо делать, чтобы стать участником вашего проекта? Так сказать, «на какие кнопки надо нажимать»? Как для инвестора, так и для торговца?
Для инвесторов:
- зарегистрироваться на платформе,
- пополнить счет: минимальная сумма от 1 рубля,
- выбрать один или несколько проектов для вложений и сумму,
- профит: осталось зарабатывать до 35% годовых с ежемесячным получением денег.
Для заемщиков:
- зарегистрироваться на сайте,
- пройти нашу внутреннюю проверку,
- получить заем на сумму до 20 миллионов рублей.
Как именно ЦБ контролирует деятельность «The Деньги»? В чём это выражается? Может быть, вам это не только мешает, но и помогает? Кроме того, что, само собой, повышает уровень доверия у клиентов?
Контроль ЦБ это: отчётность каждой аккредитованной платформы, «тайный инвестор», проверка соответствия правилам, предоставление рекомендаций и разъяснений. Из плюсов: за платформами закреплены кураторы от ЦБ, которые консультируют при внедрении новых продуктов. Также у Центробанка есть целый раздел на сайте, где можно проверить законность работы краудлендинговой платформы.
Также существует Федеральный Закон от 02.08.2019 №259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот документ устанавливает требования не только к краудлендинговым платформам, но и к тем, кто привлекает инвестиции. Например, бизнес по закону не сможет привлечь финансирование на платформе, если у учредителя или руководителя есть неснятая судимость за экономические или государственные преступления.
Конечно, это повышает доверие клиентов, потому что они могут найти нас в списке и будут уверены в том, что мы работаем законно. Да и мы сами максимально заинтересованы как в доверии инвесторов, так и в более точной оценке потенциальных заемщиков.
Вы говорите, что риски инвесторов сведены к минимуму. А риски торговцев? Насколько всё это выгодно им?
Первый потенциальный риск, который может возникнуть у заемщика, — он не сможет собрать необходимую сумму. Однако за всю историю работы с нами такое происходило всего несколько раз. Наша история насчитывает 150 бизнесов, которые уже получили деньги на общую сумму в 250 миллионов рублей. Сейчас на платформе более 500 инвесторов-краудеров, заинтересованных в том, чтобы вкладываться в бизнесы и получать проценты. Их количество постоянно растет, поскольку мы работаем над своей репутацией и привлечением новых клиентов.
Второй потенциальный риск состоит в том, что заёмщик не сможет расплатиться с инвесторами. Чтобы избежать этого, мы настроили нашу внутреннюю модель оценки бизнеса таким образом, чтобы выдавать заёмщикам те суммы и на тех условиях, которые для них оптимальны.
Третий риск связан с возможным прекращением деятельности платформы. ЦБ не даёт возможности закрыться платформе при наличии действующих займов.
Презентация крауд-платформы «Ко-Фи» (18+) на «Российской креативной неделе 2022»
Фото: Коммуникационное агентство Prophet
Как считаете, где заканчиваются просто рискованные, но всё же оправданные инвестиции, и начинается территория финансовых пирамид, гэмблинга? Где эта граница?
Финансовая пирамида — мошеннический проект, который обещает огромные и якобы выгодные инвестиции только благодаря появлению новых участников. Потому что ранние участники пирамиды получают доход за счёт предыдущих — без каких-либо реальных инвестиций. А этот поток может прекратиться в любой момент.
Чтобы проверить проект на законность, рекомендуем:
- проверить компанию на наличие лицензии в реестрах Банка РФ,
- заглянуть в список сомнительных организаций, у которых уже выявили признаки нелегальной деятельности,
- изучить косвенные признаки финансовых пирамид.
Есть мнение, что россияне вообще не очень приспособлены к капитализму (учитывая нашу историю). Оправдано ли оно?
Кажется, не очень оправдано, учитывая, что люди по своей природе высоко адаптивны, а капитализм — большая система с кучей локальных особенностей, которую трудно игнорировать. Если говорить про личные ощущения Россиян, судя по опросу 2019 года, факт перехода к рыночной экономике в РФ поддерживали 38% из них, а негативно об этом отказывались 51%. Однако можем ли мы говорить, что они плохо приспособлены?
Капитализм — очень большая и глубокая тема для философского размышления, в которую входит масса факторов: уровень безработицы, ВПП, инфляции, а также эффективность работы политических и экономических институтов, внешние факторы. Однако мы считаем, что информирование россиян в отношении инвестиционных инструментов и повышение финансовой грамотности положительно скажется на их уровне жизни. И тут уже будет совершенно не важно, как они относятся к капитализму. Гораздо более прикладной вопрос в этой области — как жить еще лучше в тех условиях, которые уже есть.
Существуют ли проекты, подобные вашему, в России или за рубежом? Может, кто-то послужил «источником вдохновения»? Если «краудлендинг» станет массовым явлением, это Вас расстроит или воодушевит?
Конечно. Краудлендинг пришел к нам с Запада. Одной из первых подобных площадок для бизнеса за рубежом была Funding Circle. Она была основана в 2010 году в Великобритании и успешно работает до сих пор — позволяет частным инвесторам ссужать деньги напрямую малому и среднему бизнесу. Финансирование через нее получили около 90 000 компаний на сумму более 10 млрд евро.
В России тоже есть свои игроки. Конечно, мы кем-то вдохновляемся, но в целом стараемся сохранять фокус на качестве наших услуг. Например, мы активно развиваем функционал, который позволяет избежать возможных просрочек от недобросовестных бизнесов. Вот наши требования: бизнес существует больше 6 месяцев, не находится в состоянии банкротства, у него нет текущих просроченных задолженностей по кредитам, а показатель чистой прибыли по итогам года является положительным. Для этого мы используем скоринг на основе искусственного интеллекта.
В то же время наша прогнозная аналитика позволяет компаниям высокоточно прогнозировать доходы, ключевые метрики и стабильно расти. Кроме этого, мы сейчас разрабатываем интерактивную обучающую игру по инвестированию. Это то, что выделяет нас среди конкурентов. Ведь главное не то, сколько игроков на рынке, а то, чем конкретно мы отличаемся от других и как благодаря нам люди получают возможность зарабатывать больше. Успех заключается в улучшении своего сервиса и продукта — тогда не придется тревожиться об уходе клиентов, даже если краудлендинг станет невероятно массовым явлением.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить