Как бизнесу победить кризис с помощью экономии
Мнение эксперта.
Живите по средствам
На днях предпринимательский сервис Platforma и финансовый маркетплейс «Сравни» опубликовали результаты совместного социологического исследования. Его целью было выяснить – сколько малых и средних бизнес-субъектов в настоящий момент столкнулись с необходимостью жёсткой экономии? И как именно они сокращают свои расходы?
Оказалось, что в текущем году лишь 17% опрошенных представителей компаний не меняли ничего в своей работе. Остальные перешли в «экономный» режим. Например, 24% частично сократили персонал, а ещё 13% собираются сделать это до Нового года. При этом 27% компаний потеряли до десяти сотрудников, 21% — от двадцати до тридцати, 11% - от тридцати до пятидесяти.
Впрочем, сокращение штатов – в данном случае далеко не единственный метод. 19% представителей МСП передали отдельные виды своих работ на аутсорс (то есть сторонним исполнителям), 14% отправили работников в отпуска (как оплачиваемые, так и неоплачиваемые), 7% перевели их на частичный оклад, а ещё 5% предложили взять отгулы без сохранения зарплаты.
Также предприниматели рассказали о том, на что планируют пойти в ближайшем будущем, до конца календарного года. 30% собираются «оптимизировать бизнес-процессы», 11% - отказаться от офиса, 8% - сократить производство, 6% - урезать рекламные бюджеты.
Думается, что в необходимости экономии на фоне текущих событий в мире политики и финансов особенно никто и не сомневается. По крайней мере – в достаточно жёсткой и реалистичной бизнес-среде. Давайте же попробуем детальнее разобраться в том, как пройти по тонкой грани между расточительностью и жадностью, разумно используя свои силы и средства.
Краткое содержание
Отметим, что одного способа, который работал бы для всех и всегда, человечество пока не изобрело. Однако многочисленные советы, которые даются на этот счёт, вполне можно свести к нескольким общим знаменателям.
Во-первых, постарайтесь исходить из худшего варианта развития событий и быть готовым к нему. Не только психологически. Пропишите такой «расклад» на бумаге – с конкретными цифрами, сроками, алгоритмами ваших действий.
Не пускайте всё на самотёк. Наоборот, постарайтесь участвовать в делах вашего предприятия больше, чем раньше. Например, активнее посещать совещания (даже не требующие вашего непосредственного участия).
Сохраняйте сотрудников, давая им не только зарплату, но и работу. Да, сокращение штата (в той или иной форме) – это первое, что приходит на ум в тяжёлые времена. Но ещё важнее не сократить, а сохранить его – по крайней мере, «костяк» из наиболее надёжных и ценных кадров.
Надо иметь в виду, что в кризисные времена активно рушатся деловые связи, привычные схемы обмена денег на товары или услуги. Поэтому совершенно не исключена ситуация, когда ваш персонал останется «не у дел». То есть - будет получать зарплату, но при этом более или менее «простаивать» из-за проблем с клиентами или посредниками. Постарайтесь не допустить такого варианта. Надо либо загрузить сотрудников другой работой, либо использовать эти часы иначе, например, определить их под образовательные мероприятия.
Фото: pixabay.com
Теперь собственно об экономии. Прежде всего, нужно проанализировать расходы предприятия, сделать ревизию и выяснить, от чего можно, а от чего даже нужно отказаться. Как ни странно, многие начинают с сокращения ФОТ (фонда оплаты труда) руководителей компании. И это часто срабатывает. Также следует взвесить затраты на:
- командировки,
- набор новых сотрудников,
- юридическое сопровождение,
- производственные расходы,
- маркетинг.
Подобным образом нужно «перетряхнуть» и нефинансовые активы, а также неликвидный товар. Наверняка компания сможет обойтись без какой-то мебели или техники – её можно спокойно продать, направив выручку на нужные цели. Если же где-то на складах «завалялись» партии ваших товаров с непростой судьбой, надо реализовать их, пусть и по минимальной цене.
Далее следует проанализировать ваши продукты. Два основных фактора, определяющих всё – это прибыль и спрос. Исходя из их соотношения и следует решать дальнейшую судьбу конкретного продукта.
Ваш товар должен либо приносить Вам высокую прибыль, либо пользоваться высокой популярностью, либо (в идеале) сочетать в себе два этих достоинства. Если же он неприбылен и непопулярен, то самое время отказаться от его производства и/или продажи...
Скажем ещё несколько слов о моментах, связанных с экономией не напрямую, но по касательной.
Всегда важно оставаться адекватным, в том числе в общении с клиентами и партнёрами. В данном случае это означает, что Вы постоянно помните – эти люди тоже переживают кризис и сталкиваются с трудностями. Например, если Вы сможете предложить им какие-либо специальные «антикризисные» пакеты или условия, это наверняка пойдёт на пользу вашему делу.
Конечно, не надо действовать во вред себе, снижать цены до минимума или «выжимать слезу», скатываясь в сентиментальность. Требуется лишь разумный и человечный подход к общим для всех проблемам. Если Вы сумеете подойти к делу именно так, то, скорее всего, ваши клиенты или партнёры предпочтут Вас вашим конкурентам.
Следует сказать и о фондах. В каждом успешном предприятии их должно быть два. Один аккумулирует свободные средства, чтобы при удобном случае Вы могли направить их на дальнейшее развитие компании. В другой поступают деньги «на чёрный день». Если таких фондов нет, нужно создать их. Если же они есть, задумайтесь, может, чёрный день как раз наступил, и пришло время «разбить копилку».
Ещё один косвенный способ сэкономить – разделить счета вашего предприятия. Пусть авансы от клиентов копятся на одном счету, налоги и сборы платятся с другого, заработная плата – с третьего... и так далее. Это поможет Вам ещё лучше понимать ваши собственные расходы и доходы и, как следствие, правильно и красиво «играть» ими.
Слово эксперту
Тему согласился прокомментировать наш эксперт - Алексей Чеботарёв, генеральный директор инжиниринговой компании ИНЭЛКО (предприятие занимается проектированием и производством многогранных опор).
Алексей Чеботарёв
С началом пандемии многие компании открыли большие возможности экономии. Большинство перевели ряд сотрудников на удалённую работу. Это позволяет экономить на рабочем месте и офисных расходах. Ещё один хороший способ экономии в этой связи: найм на удалённую работу сотрудников из других регионов, где зарплаты могут быть существенно ниже, а уровень профессиональных навыков сотрудников при этом высок.
Чаще всего в случае возникновения кризисных ситуаций и необходимости экономить руководители компаний пытаются выйти из них за счёт урезания заработной платы и других видов выплат сотрудников. Как показывает наша практика, такой метод отрицательно сказывается на производственном и других процессах на предприятии. Производительность падает, текучесть кадров увеличивается. Все это только усугубляет кризисную ситуацию.
В нашей компании применяется другой метод, с сопутствующим эффектом экономии. В кризисные моменты мы пересматриваем кпэ (ключевые показатели эффективности), то есть мы направляем сотрудников на достижение результатов, которые сейчас нужны компании, чтобы показатели соответствовали прежним величинам выручки, прибыли.
В целом мы относимся к кризису как к точке роста. Он позволяет выявить наиболее мотивированных, лояльных сотрудников, сплотить команду.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить