Наверх
vorle.ru

Как мелкого бизнесмена могут поддержать крупные корпорации

Конкуренция или взаимопомощь?

Как мелкого бизнесмена могут поддержать крупные корпорации

Декларация о намерениях

В конце минувшего года в России произошло знаменательное событие. Министерство экономического развития РФ представило общественности Декларацию взаимодействия крупного бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Вскоре на заседании Торгово-промышленной палаты России было принято решение о присоединении компаний-членов ТПП к данному документу. Также в его разработке участвовали Российский союз промышленников и предпринимателей и общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

Декларация предусматривает, что крупные игроки рынка будут оказывать братьям «меньшим и средним» помощь по пяти основным направлениям:

  • доступ на рынки,
  • к инфраструктуре,
  • финансированию,
  • модернизация производственных и административных процессов,
  • развитие человеческого капитала и компетенций.

Предполагается, что в практической плоскости, например, банки будут предлагать субъектам МСП специальные условия по различным категориям финансовых продуктов, гранты, кредиты на льготных условиях. Корпорации могут поддержать небольшие компании в «благородных» вопросах – экологии (разработка и внедрение соответствующих технологий), социального предпринимательства. Немаловажный вопрос – коллективное участие в престижных форумах и выставках, где происходит обмен бизнес-контактами.

Наконец, никто не отменял и информационное сотрудничество. Крупные компании могут проводить обучающие курсы для собственников и руководителей малых и средних предприятий, консультировать их по условиям участия в тендерах, встраиванию в глобальные цепочки добавленной стоимости, расширению рынков сбыта. Также государство всячески приветствует помощь МСП в сфере исследовательских и конструкторских работ (конечно, для проведения таковых у крупных игроков возможностей гораздо больше).

Документ носит рекомендательный характер. Однако ожидается, что по итогам этого года в правительство страны будет представлен подробный доклад, где перечислят основные достижения, сделанные в рамках выполнения этой «декларации о намерениях». Давайте же, в преддверии этого отчёта, попробуем разобраться во взаимоотношениях крупного и некрупного бизнеса в нашей стране. Возможна ли в данном конкретном случае не только борьба, но и взаимопомощь?

Интересный вопрос

Конечно, говоря о бизнесе, в первую очередь, следует иметь в виду не взаимоподдержку, а конкуренцию. Очевидно, что предпринимательство и благотворительность – это всё-таки разные вещи. Если же речь заходит об отношениях крупного бизнеса с игроками из нижестоящих лиг, то здесь «градус накала» увеличивается в разы. Так как у крупной корпорации нередко находятся эффективные способы «поприжать» среднего или мелкого предпринимателя. Либо лишив его возможности заработать вообще, либо вынудив к партнёрству на невзаимовыгодных условиях.

Но не всё так плохо. В России существуют и примеры вполне доброжелательного отношения корпораций к МСП.

Например, X5 Group (которой принадлежит сеть магазинов «Пятёрочка» и многое другое), в партнёрстве с федеральной корпорацией по поддержке малого и среднего предпринимательства, организует в своих торговых точках специальные «фермерские островки», где продаётся сельскохозяйственная продукция региональных предпринимателей. В «Ленте» для малого бизнеса действует «корпоративная скидка». Виртуальная торговая площадка Wildberries помогает начинающим владельцам партнерских пунктов выдачи заказов, повышая процент вознаграждения.

Глава фонда «Наше будущее» Вагит Алекперов

Фото: vedomosti.ru

Существуют и негосударственные фонды поддержки бизнеса. Здесь следует упомянуть хотя бы крупнейшие такие организации, «Наше будущее» и «Агат», созданные частными лицами, представителями крупного бизнеса.

«Наше будущее» оказывает помощь социальному предпринимательству – направленному, хотя бы частично, не на получение личной прибыли, а на решение общественных проблем. Фонд предоставляет на такие цели беспроцентные кредиты (к настоящему моменту примерно на 350 проектов выдано 860 миллионов рублей), помогает продвигать «социальную» продукцию, например, продавая её на АЗС, принадлежащих компании «Лукойл», оказывает образовательную поддержку.

«Агат», функционирующий лишь в отдельных крупных городах России (Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Нижнем Новгороде), помогает качественно «стартануть». Здесь начинающему предпринимателю подыщут хорошего консультанта, составят рабочий бизнес-план, дадут кредит под низкий процент (до 2,5 миллионов рублей). Подобные фонды, только меньшего масштаба, есть и в различных регионах страны.

Налоги

Как видите, примеры реальной поддержки МСП силами корпораций всё же существуют. Однако не следует упускать из виду ещё один важный вопрос – налоговое бремя. Ведь казну по основным видам профильных налогов пополняет именно крупный бизнес, не средние или мелкие игроки. А в нынешней ситуации, когда государство ввело для МСП всевозможные налоговые послабления, эта ситуация лишь усугубилась.

Для перечисления всех льгот, связанных с налогами, предоставленных МСП в этом году, потребуется отдельный материал. Вспомним лишь некоторые:

  • пониженные пени (по 1/300 ставки Центрального Банка за весь период просрочки),
  • обнуление НДС для туриндустрии (с услуг по сдаче жилья в аренду) сроком на пять лет,
  • нулевая налоговая ставка для впервые зарегистрированных ИП до 2025-го года (если деятельность ведётся в научной, производственной, социальной сфере, применяются налоговые системы УСН и ПСН),
  • бизнес с участием иностранного капитала освободили от уплаты НДФЛ с дохода, полученного в 2020-м году в виде имущества от инофирмы.

Также для субъектов МСП перенесены сроки уплаты многих налогов и страховых сборов.

Однако очевидно, что «весь этот банкет» кто-то должен оплачивать – ведь деньги бюджету нужны не меньше, а больше, чем в предыдущие годы. Естественно, в таких обстоятельствах «вывозить» на себе данную ситуацию придётся как раз крупному бизнесу.

Мнение эксперта

Мы попросили прокомментировать эту тему нашего эксперта – орловского предпринимателя, владельца кофейни amoR cafe (0+) Романа Силкина.

Предприниматель
Роман Силкин

Маленькому всегда удобнее двигаться. Всё-таки мелкое предприятие, в сравнении с крупным – субстанция более «поворотливая». Но в крупное вкачиваются деньги. И более того. У такого бизнеса есть лоббисты, которые «продавливают» нужные решения на государственном уровне.

Мелкий бизнес вынужден подстраиваться под рынок, который уже есть в конкретном регионе, и быть эффективным именно в этом смысле. Но у крупного предпринимательства другой принцип работы. Например, привести одного крупного поставщика и заменить им десять или сто мелких – потому что так удобнее.

Я знаю, что некоторые крупные торговые сети стремились избавиться от посредников и работать напрямую с производителями. Например, в сфере торговли рыбой. И добились своего, «зачистили поле» от, по их мнению, лишних звеньев в цепочках. В итоге это привело к тому, что, фактически, «сетевики» стали диктовать производителям свои условия (кстати, не все компании выдержали это, некоторые предприятия закрылись), а у потребителя сузилась возможность выбора.

Пока что у меня такое ощущение, что у нас в стране думают только о крупном бизнесе, его интересах, а остальной, фактически, не замечают.

10 Обсудить vk 5 Обсудить telegram

Хотите читать наши новости раньше всех?

Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить
Печать


Последние новости

Яндекс.Директ



подписка