Как регионы ЦФО «отметились» в истории кино
Празднуем День российского кинематографа.
Что отмечаем?
«Важнейшим из искусств» кино называл Владимир Ильич Ленин. Оно и неудивительно. По крайней мере, сто лет назад именно наглядный и доступный кинематограф производил на человека наибольшее впечатление и мог служить наиболее эффективным средством агитации и пропаганды. Понятно, что кино интересовало большевиков именно с этой точки зрения. К тому же, тогда кино делало первые шаги и было чем-то очень новым и модным.
Сегодняшний праздник тоже имеет «красную подкладку». 27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела. С этого времени все объекты, связанные с кинематографом (студии, кинотеатры, различные прокатные конторы, промышленные предприятия и торговые точки) перешли из частных рук в государственные.
Однако российское кино возникло несколько раньше. Ещё в 1908-м году режиссер и предприниматель Александр Дранков поставил первый русский игровой немой короткометражный фильм «Понизовая вольница» (известный также как «Стенька Разин» и «Степан Разин») (0+). Картина воспроизводила известную историю о мятежном разбойнике-самозванце. Между прочим, к этой «первой ласточке» российского кино имеет самое прямое отношение один из регионов ЦФО, входящих в сеть порталов ИА vRossii.ru... Но обо всём по порядку.
Белгород
Этот край – родина сразу нескольких видных кинодеятелей, а также место съёмки ряда ярких кинокартин. В Белгороде родился легендарный актёр, основатель театра «Ромэн» Николай Сличенко. В кинематографии его главная работа – роль цыгана в фильме «Свадьба в Малиновке» (1967) (12+). В посёлке Уразово Валуйского района появился на свет советский «король эпизода» Владимир Басов. Короткие, но яркие, узнаваемые роли в фильмах «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (6+), «Москва слезам не верит» (12+), «Мимино» (12+) и многих других сделали его легендой ещё при жизни.
Впрочем, кинодостижения Белгородщины не только в прошлом, но и в настоящем. Так, именно здесь снимали многие эпизоды фильма «Союз спасения» (2019) (12+) - современного прочтения истории декабристского движения. К сценарию приложил руку Никита Высоцкий, а к продюсированию – Константин Эрнст. Героями фильма стали и белгородские лошади, взятые из местной конноспортивной школы. Несколько из них так приглянулись творческой группе, что впоследствии участвовали в съёмках и в Петербурге, на Сенатской площади.
Белгородские лошадки на малой родине...
и в северной столице.
Фото: 1825.1tv.ru
Брянск
В истории этого города тоже есть славные киностраницы. Здесь снимали известный фильм о Великой Отечественной войне «Вызываю огонь на себя» (1965) (12+), кстати, основанный на реальных событиях, произошедших именно в Брянской области. Фильм «По тонкому льду» (1967) (12+) снимался к полувековому юбилею органов государственной безопасности СССР и рассказывал о вкладе, который контрразведка внесла в Победу над фашизмом. Из более современных картин стоит отметить ленту «Любовь и правда Федора Тютчева» (2003) (12+), посвящённую судьбе знаменитого уроженца Брянщины, а также «Ничего личного» (2007) (18+), кинодраму, где снялись Зоя Кайдановская, родная дочь знаменитого актёра Александра Кайдановского, и Валерий Баринов, народный артист Российской Федерации, уроженец соседней Орловской области.
Воронеж
А вот уроженец этого города Василий Гончаров (1861-1915) имеет самое прямое отношение к зарождению российского кино, так как написал сценарий для той самой картины «Понизовая вольница» о Стеньке-Степане. Правда, по имеющийся информации, воплощением своего замысла на экране Гончаров остался недоволен. Кстати, первая русская кинокартина продолжалась около шести минут (впрочем, в те годы это являлось общемировой практикой). Кроме того, Гончаров снял первый полнометражный русский фильм «Оборона Севастополя» (2011) (12+), удостоенный различных наград.
Кадр из фильма «Понизовая вольница»
Фото: 1
Интересно, что по профессии этот человек был работником железной дороги и занимал должность начальника станции. Однако, попав в Париж, узнал о модном «синематографе» и буквально заболел киноискусством.
Значительный след в киномире оставил и другой уроженец Воронежа – оператор Владимир Нильсен (1906-1938). За свою короткую жизнь он успел поработать с Эйзенштейном и Александровым, изобрёл множество оригинальных операторских приёмов и написал учебные пособия для ВГИКа.
В Воронежской области снимали первый фильм Сергея Бондарчука, впоследствии одного из самых знаменитых русских режиссёров - «Судьба человека» (1959) (12+). По сюжету малая родина главного героя находилась именно под Воронежем. Город неоднократно посещал Василий Шукшин – как в связи со съёмками, так и в связи с премьерами своих картин. А в наши дни здесь благополучно работает студия коммерческой анимации Wizart, чьи ленты про Снежную Королеву смотрят не только по всей России, но по всему миру.
Курск
Если Орёл уже официально признан «Третьей литературной столицей России», то Курск вполне может претендовать на звание «Третьей кинематографической». Всё потому, что кино пришло в этот город очень рано. Всего через полтора года после великого открытия, сделанного в Париже братьями Люмьер, и через год после первых российских киносеансов, состоявшихся в Петербурге и Москве.
Первый курский показ случился 16-го мая 1897-го года. Газета «Курские губернские ведомости» сообщила «о больших представлениях аппарата братьев Люмьер в помещении театра». Здание, где произошло это событие, дожило до наших дней, пусть и в значительно перестроенном виде. Его современный адрес – улица Дзержинского, дом 51. Сейчас здесь находится «Киноцентр имени Щепкина».
То самое здание - примерно в то самое время…
Фото: nash-ostrov.ru
…и в наши дни.
Фото: gtrkkursk.ru
Липецк
В этот город, а также в расположенный рядом Елец, отечественные кинематографисты зачастили ещё с семидесятых годов двадцатого столетия. Дело в том, что индустриальный областной центр представлял собой образцовые «декорации» для разного рода производственных лент об ударном труде. Наоборот, уездный Елец отличался «дореволюционной» фактурой, которая отлично подходила для фильмов о девятнадцатом веке. После кризиса девяностых годов «синеделы» опять вспомнили про эти города.
Правда, выдающихся картин, сделанных в Липецкой области, набралось не очень много. Однако они есть. Из снятых в областном центре стоит отметить такие ленты как «Живой» (2006) (18+), драму о Чеченской войне с Алексеем Чадовым в главной роли, «Родные» (2021) (12+), комедию, где сыграли Сергей Бурунов и Ирина Пегова, «Небо» (2021) (12+) – биографический фильм об уроженце Липецкой области, военном лётчике, герое РФ Олеге Пешкове.
В Ельце снимали фильм прославленного режиссёра Марлена Хуциева «Бесконечность» (1991) (18+). Философская лента о превратностях человеческой судьбы удостоилась приза Берлинского кинофестиваля, а режиссёр – государственной премии СССР. В 1982-м вышел отснятый здесь же фильм «Красиво жить не запретишь…» (12+), сам по себе не слишком «гениальный», но с замечательными актёрами - Георгием Бурковым и Лидией Федосеевой-Шукшиной. А уже практически в наше время здесь «делали» мини-сериал «Куприн. Яма» (2014) (16+) по произведениям знаменитого писателя (его сыграл Михаил Пореченков).
Орёл
Пожалуй, на фоне своих соседей по ЦФО Орёл в плане кинематографии выглядит не очень уверенно. Однако и у этого города тоже есть кинодостижения. В основном, они связанны с современностью. В советскую эпоху Орёл отметился лишь лентой «Собственное мнение» (1977) (12+) – очередной производственной драмой, правда, с молодым Владимиром Меньшовым в главной роли. Картину снимали на Орловском сталепрокатном заводе – тогда тоже молодом, перспективном предприятии.
Фото: www.kinopoisk.ru
Уже в двадцать первом веке в Орле «родился» фильм «С любовью, Лиля» (2002) (18+) - не очень оригинальная, но крепко сделанная мелодрама, удостоенная международных кинопремий в Польше, Голландии и Бельгии. Фильм полностью снимался в областном центре и его окрестностях – в нём можно увидеть много любопытной фактуры. Например, автобусы, разъезжающие по главной улице города (Ленина). Сейчас (и уже довольно давно) она является полностью пешеходной.
Орёл – родина кинорежиссёра Михаила Сегала. В родном городе сняты некоторые новеллы, составившие кинотетраптих «Рассказы» (2012) (18+).
Как ни странно, но с годами интерес к Орлу у кинематографистов не угасает, а крепнет. Это касается как более массовых лент («О чём говорят мужчины» (2010) (16+), «Братаны-3» (2012) (16+)), так и более «узконаправленных» («Курорт. Провинциальная история Хэ» (2016) (18+), «Ступа» (2019) (18+)). Есть надежда, что в скором времени на орловской фактуре «взойдут» и другие художественные и документальные кинокартины...
Тула
Богатая киноистория у Тульской области. Первый полнометражный фильм («Евдокия» (0+)) здесь сняли ещё в 1961-м году. И сделал это не кто-нибудь, а режиссёр Татьяна Лиознова (впоследствии она прославилась сериалом «Семнадцать мгновений весны» (12+)). В 1964-м детский лагерь «Заполярье», расположенный в Алексинском районе, стал съёмочной площадкой для фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (6+). Эта «подростковая» лента живёт на экранах до сих пор. Уже на рубеже веков знаменитый режиссёр Павел Лунгин выбрал тульский городок Липки в качестве «декорации» к своей ленте «Свадьба» (16+). Фильм победил на кинофестивале «Окно в Европу» и был отмечен Национальной премией кинокритики и кинопрессы России.
Список тульских кинодостижений обширен. Упомянем лишь ещё несколько наиболее значимых фильмов. Это, например, «Чудо» (2009) (18+), потрясающая история, основанная на реальных событиях. Официальным «местом действия» является Самара, но по факту ленту снимали в Туле и Ясногорске. В фильме играют Константин Хабенский и Сергей Маковецкий. Классик отечественного кино Сергей Соловьёв для съёмок своей «Анны Карениной» (2008) (16+) использовал Ясную Поляну. В киноисторию попала даже тульская Исправительная Колония №2. Здесь были сняты некоторые эпизоды фильма «Бумер-2» (2006) (18+), вполне повторившего успех своего предшественника.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить