Как приватизировать арендованную землю?
Новые послабления законодательства.
А оно вам надо?
Во-первых, необходимо разобраться, чего Вы хотите на самом деле - арендовать земельный участок или владеть им?
На самом деле, везде есть свои плюсы и минусы.
Чтобы пройти процедуру приватизации, придётся собирать документы и нести расходы. Процесс оформления может длиться достаточно долго (от шести до девяти месяцев).
А когда Вы достигнете цели, то, вместе с землёй, получите в нагрузку и обязанность по уплате земельного налога.
С другой стороны, оставаясь всего лишь арендатором, а не полноценным хозяином, Вы не имеете права продавать или дарить землю, разделять её на части или, наоборот, объединять с другими участками и осуществлять любые другие юридические процедуры. А если государство изымет у Вас участок (по своим причинам), то не выдаст компенсацию.
Когда нельзя
Приватизация арендованного участка земли невозможна в случае, если участок изымается государством, например, для обустройства природного заповедника или национального парка.
Также процедура невозможна, если арендатор «снимает» участок менее трёх лет (или действие его договора аренды закончилось). Кроме того, действующий договор (с федеральным или муниципальным государственным органом) должен быть подписан на срок более двадцати лет.
Если участок предназначен для Индивидуального Жилищного Строительства (ИЖС), то на нём должен находиться объект недвижимости, принадлежащий арендатору (кроме ряда исключений). Причём он может быть не достроен.
Право на приватизацию земельного участка предоставляется каждому совершеннолетнему дееспособному гражданину России, но только один раз в жизни.
Ряд лиц имеет право пройти эту процедуру бесплатно:
- малоимущие граждане,
- многодетные семьи,
- дети-сироты,
- инвалиды 1 и 2 групп,
- ветераны и участники Великой Отечественной войны и других военных действий.
Также такое право есть у тех, кто оформил право собственности на жилое строение, стоящее на участке, предназначенном под ИЖС, до 25 октября 2001-го года.
В остальных случаях участок придётся выкупать. Конечная сумма выкупа определяется по актуальным средним рыночным ценам по вашему региону. Как правило, это около 2,5% от кадастровой стоимости земли.
Получаем выписку из ЕГРН
Вам нужно будет получить выписку из ЕГРН (кадастровый паспорт) на объект. Чтобы официально оформить землю, сначала нужно будет сделать межевой план.
Так называется письменное и графическое описание участка, содержащее сведения о его площади, расположении, форме, адресе, наличии смежных участков, а также о постройках, способных исказить его границы.
Как правило, никто не делает межевой план заранее. Чтобы оформить его, придётся прибегнуть к услугам любой лицензированной геодезической компании. Не забудьте уведомить о предстоящей процедуре межевания собственников участка, а также собственников соседних участков, и согласовать её с ними.
Если в ЕГРН будет отсутствовать межевой план участка, то туда будет невозможно внести сведения о его новом владельце (то есть о Вас).
Вход в главное здание Росреестра
Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19
Фото: regnum.ru (rakoon)
Кроме межевого плана, для оформления земли понадобятся:
- соответствующее заявление,
- правоустанавливающие документы на землю;
- личный паспорт;
- квитанция, подтверждающую уплату госпошлины.
Выписку (паспорт) выдаёт Росреестр. Обратиться туда по этому вопросу можно через МФЦ, сайт госуслуг, а также непосредственно в территориальное отделение ведомства. В некоторых регионах сотрудника кадастровой службы можно вызвать на дом.
Получаем разрешение на приватизацию
После этого необходимо уточнить, у кого Вы арендуете землю – у федеральных или муниципальных структур. В первом случае придётся обращаться в Росимущество. Во втором – в администрацию муниципального образования.
Вам понадобятся:
- договор аренды;
- документы на объекты недвижимости, расположенные на участке (при их наличии);
- выписка из ЕГРН (кадастровый паспорт);
- ваш собственный паспорт;
- документы, подтверждающие право на льготы (при их наличии).
Обязательно сделайте копии всех документов.
Собранный таким образом пакет документов направляется в уполномоченный орган. В срок до 45 дней Вам должны разрешить приватизацию или отказать в ней.
Получаем документы собственника на землю
Если вопрос решён положительно, то следующая инстанция – это снова Росреестр.
Сюда нужно представить:
- заявление,
- разрешение на приватизацию, полученное в Росимуществе или в администрации муниципального образования,
- паспорт заявителя,
- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, построенные на участке, отведённом под ИЖС (при их наличии),
- документы, подтверждающие льготы (при их наличии).
После уплаты госпошлины Вам выдадут новую выписку из ЕГРН (кадастровый паспорт), где владельцем участка будете уже Вы. Это и есть документ, удостоверяющий ваше право собственности на землю.
Послабления
Не так давно правительство России (постановлением №629 от 09.04.22) упростило порядок приватизации садовых, огородных и полевых участков, находящихся в аренде.
Ранее для этого нужно было проходить процедуру торгов. Теперь достаточно просто подать заявление и документы в уполномоченный орган (при условии, что участок находится за границами населённого пункта, а сам арендатор не нарушает требования земельного законодательства).
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить