Негативные новости: как минимизировать вред от их чтения
Советы специалиста.
Запретный плод
Негативный контент в СМИ можно сравнить с библейским «запретным плодом». В том смысле, что он одновременно привлекает аудиторию, но при этом, конечно, отрицательно воздействует на её психологическое (а, следовательно, и на физическое) состояние.
Вначале поговорим о притягательности информационного негатива. Тот факт, что именно сообщения о разнообразных ЧП, преступлениях и тому подобных событиях «делают рейтинг» (а, значит, и «кассу») знают все более-менее профессиональные редакторы и журналисты. Также об этом говорится во всех «адекватных» (а не оторванных от жизни) книгах по теории работы СМИ.
Как-то это, пусть и в не вполне серьёзной форме, подтвердил даже президент Российской Федерации Владимир Путин.
В 2013-м году на молодёжном форуме «Селигер» состоялся следующий диалог Путина с журналистом и блогером Романом Ковригиным (основателем информационного проекта «Сделано у нас»).
Ковригин: «Мы занимаемся тем, что публикуем именно те новости, которые наши средства массовой информации не публикуют, то есть об открытии новых производств, о строительстве дорог, мостов и так далее».
Путин: «У Вас будет нерейтинговое издание, нерейтинговое. На этом много не заработаете».
Ковригин: «Возможно, но проект достаточно популярен. У меня такой вопрос: не пора ли государству к этому подключиться?».
Путин: «Во-первых, конечно, это здорово, что есть люди, такие как Вы, которые это делают. Но я хочу вот что отметить. Есть очень важная вещь: если это делать исключительно за деньги государства и с помощью государства, то доверие к такой информации будет незначительным. Вот в этом весь фокус, понимаете? Надо делать это талантливо, интересно, зажигать людей, привлекать людей к этой информации и в то же время пользоваться минимальной поддержкой со стороны государства, хотя это, конечно, святое дело. То, что Вы делаете, абсолютно святое дело. Но чем больше Вы будете получать денег от государства, тем больше Вам будут клеить какой-нибудь ярлык и тем меньше будет доверия к этой информации, которую Вы формулируете. Давайте вместе подумаем над этим».
Владимир Путин на «Селигере» в 2013-м году
Фото: разумныйинтернет.рф
Впрочем, есть и масса других доказательств того, что если СМИ хочет быть успешным, то ему нужно «не бояться грязи». Скажем, в 2014-м году в Ростове в течение суток местный сайт «Городской репортер» специально публиковал только «позитивный контент». Итог оказался предсказуем – посещаемость снизилась примерно на треть...
Яд? Да
«Феномен плохих новостей» объясняется по-разному. Некоторые специалисты считают, что тут затрагивается важнейший для человека инстинкт выживания. Некоторые говорят о склонности многих людей, периодически ощущающих упадок личной энергии, «подстёгивать себя» дозированным негативом или даже о полумазохистском желании добровольно подвергать себя «миниатюрным» информационным стрессам...
В любом случае, если Вы хотите снизить разрушительное воздействие такой информации на свою жизнь, прежде всего, нужно честно ответить себе на вопрос – хочу ли я сам потреблять всё это? И если хочу, то в каких именно количествах?
Хотя, конечно, активное навязывание негативной повестки конечному потребителю новостей тоже никто пока не отменял... Но предложения были. Правда, не в России, а в других странах, например, в Казахстане.
В 2019-м году директор Конгресса молодёжи Казахстана Тохтар Болысов предложил снизить количество негативной информации в местных СМИ до 30%. Однако предложение так и осталось предложением. В том числе и потому, что чётких критериев – что считать позитивом и негативом – пока что не существует...
Кстати, соотношение позитивных и негативных новостей в российских СМИ, судя по всему, «среднемировое», наша страна не выделяется ни в одну, ни в другую сторону. Интересное исследование на эту тему было опубликовано на сайте «Россия навсегда» (16+).
Его автор, Дмитрий Новиков, сравнивал содержание новостных выпусков на телеканалах одиннадцати стран. Для России соотношение составило 37% «позитива» к 63% «негатива». При этом из примерно две трети негативных новостей касались внутренних проблем страны и только одна треть – «зарубежной» информации.
Максимальная доля негативных новостей среди взятых для исследования стран была отмечена во Франции (78%) и в США (74%), минимальная - в Сингапуре (17%) и КНДР (14%).
Советы эксперта
Практические советы о том, как снизить количество информационного негатива в своей жизни, дал наш эксперт – Марсель Имамов, популярный гипнолог с более чем 10-летним стажем, член Национальной Гильдии Гипноза (США), Восточноевропейской Ассоциации Гипнологов и Клинических Психологов, Национальной Ассоциации Специалистов по Психосоматике.
Марсель Имамов
Чётко ограничьте временные периоды, которые Вы ежедневно отводите себе для чтения новостей в Интернете. Пусть они составляют до 15 минут за сутки. Если Вы не в состоянии контролировать себя самостоятельно, используйте технические средства (можно поставить таймер).
Откажитесь от уведомлений, поступающих от новостных каналов. Их активность затягивает Вас в паутину информационного негатива. Вас привлекает одно сообщение, потом ещё одно...
Стремитесь к объективной оценке происходящего. Во-первых, для этого нужно изучать ситуацию со всех сторон, а не только с негативной. Во-вторых, если Вы понимаете, что не можете повлиять на глобальные текущие события, перенаправьте своё внимание и свои усилия на какие-то более реальные, пусть и более мелкие цели.
Больше гуляйте, общайтесь с близкими и друзьями (но не обсуждайте с ними негативно окрашенные новости).
Ни в коем случае не интересуйтесь СМИ (вне зависимости от окрашенности новостной повестки) непосредственно перед сном. Лучше всего, если перед последним «потреблением новостей» и сном пройдёт несколько часов. В противном случае такой отдых не позволит Вам должным образом восстановиться.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить