Российский бизнес спасут товары первой и последней необходимости
Какими видами предпринимательства заняться в России в 2022-м году?
С ума сошли?
Идея об открытии нового бизнеса в современных российских реалиях может многим показаться абсурдной.
Конечно, для такой точки зрения есть свои причины.
Без того не самая благоприятная для предпринимательской деятельности экономическая ситуация в 2022-м, в силу всем известных событий, стала ещё более сложной и нестабильной.
Впрочем, давайте всё же освежим в памяти эти события, точнее то, для чего они стали причиной (или поводом):
- Запад запретил России ввоз высокотехнологичной продукции и высоких технологий,
- поставки товаров, оборудования и технологий для нефтепереработки,
- лизинг самолётов, другой авиатехники и авиазапчастей,
- запретил российским госкомпаниям брать займы на западных рынках,
- заморозил резервы ЦБ РФ, которые находятся в странах «большой семёрки»,
- отключил ряд российских банков от системы расчётов SWIFT, ограничил работу платёжных систем Visa и MasterCard,
- из России ушли (окончательно или временно) несколько крупных западных компаний.
Результатом уже стала инфляция, ухудшение остановки в отдельных отраслях экономики, усложнение международных расчётов, рост цен на оборудование, расходные материалы, сырьё.
Однако общим местом является и многократно проверенное действительностью утверждение, согласно которому время больших кризисов является и временем больших возможностей. Просто, начиная новое дело в текущих условиях, нужно ясно оценивать обстановку, приспосабливаться к ней и извлекать из неё максимальную выгоду.
Богатые станут богаче
Специалисты говорят об одном – как правило, в кризис богатые богатеют, а остальные беднеют. Поэтому, при выборе сферы для своего бизнеса, следует обратить внимание либо на запросы «высшего финансового общества», либо на товары первой необходимости. Всё, что находится между, рискует остаться более или менее невостребованным:
- товары и услуги, связанные с развлечениями (среднего и эконом- классов),
- «ювелирка»,
- аренда недвижимости и автомобилей,
- производство спектаклей и фильмов,
- шоу-бизнес,
- необязательные услуги, связанные со здоровьем: массажи, спа-салоны, солярии и тому подобное.
Это – те направления, идти в которые пока лучше не надо. Впрочем, не бывает правил без исключений. Как уже сказано выше, ориентироваться надо либо на очень богатых клиентов, либо на бедных (или просто пытающихся максимально сэкономить).
В центре помощи предпринимателям "Мой бизнес" в Липецке
Фото: moibiz.biz
Что в цене
Специалисты выделяют как наиболее перспективные в создавшихся условиях следующие точки приложения усилий:
- продажа товаров повседневного спроса (основные продукты, гигиенические принадлежности, бытовая химия),
- коммерческая деятельность в сфере медицины (в том числе в стоматологии),
- оказание образовательных услуг (профессиональное переобучение, иностранные языки),
- сфера IT.
Напомню, что отечественные «высокие технологии» (и те, кто их создаёт) сейчас получают от государства максимальную поддержку. А что касается образовательных услуг, то в нынешней ситуации обязательно наберётся достаточное количество «пассионариев», молодых (и не очень), которые не будут «ждать у моря погоды», а захотят взять свою судьбу в свои руки. Для чего им не в последнюю очередь понадобятся новые знания и умения.
Несколько важных правил
Стоит обратить внимание на несколько моментов, обостряющихся именно в кризисные времена.
Во-первых, в любой подобный период резко возрастает число мошенников, желающих «половить рыбку в мутной воде». Уделите этому вопросу особенное внимание. Вы будете вознаграждены.
Трендом нынешней ситуации стало импортозамещение. Сейчас наша страна пытается стать максимально независимой от иностранных торговых партнёров не на словах, а на деле. Максимально используйте этот момент.
Пересчитывайте цены плавно. Конечно, они не могут остаться прежними. Возможно, нам предстоит не один «скачок». Однако в ваших силах превратить этот резкий скачок в плавный «взлёт», не такой болезненный для кошелька (и, особенно, для сознания) вашего клиента. Не торопитесь пририсовывать к ценникам нули.
Если у Вас есть сотрудники – сделайте так, чтобы они почувствовали хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне. Развейте неизбежные слухи о скорых сокращениях, а также рассмотрите возможность индексации заработной платы.
Идеи?
«Навскидку» предлагаем несколько идей для бизнеса, которые выглядят реальными и перспективными в нынешних условиях:
- Открыть интернет-магазин. Вы выступаете в роли посредника, просто собирая заказы клиентов и переправляя их производителям (поставщикам) товаров или услуг. Слишком много тратиться и рисковать не придётся.
- Собирать или выращивать травянистые растения. Разнообразные травы можно продавать в качестве заварки для чая или настоев (основной или дополнительной), полезных пищевых добавок. Выращивать их можно прямо в обычной городской квартире, собирать – в ближайшем лесу.
- Запустить производство одежды или обуви, как вариант – бытовой химии. Это, конечно, потребует более серьёзных усилий, рисков и вложений. Однако и «выхлоп», в случае удачи, окажется гораздо серьезнее. Именно эти ниши на внутреннем российском рынке сейчас освобождаются – многие зарубежные компании, занимавшие их десятилетиями, уходят из страны.
А вот что по этому поводу думает наш эксперт – Михаил Хачатурян, доцент Департамента менеджмента и инноваций Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации (Москва), доцент кафедры Организационно-управленческих инноваций Российского экономического университета имени Плеханова (Москва).
Михаил Хачатурян
Наиболее перспективными направлениями для развития бизнеса в современных условиях являются, прежде всего, проекты в сфере IT. Дляя их поддержки выделяются средства из государственного бюджета (в общей сложности, для этих целей предназначена сумма в размере 21 млрд рублей).
Очевидно, что разработка программного обеспечения и технических решений в сфере IT, в условиях экономической войны со стороны стран Запада, это основной тренд, и на его развитие будут направляться значительные средства и в дальнейшем. IT-компании также могут претендовать на налоговые льготы, льготные ставки по кредитам на развитие, а их сотрудники на льготные кредитные ставки по ипотеке.
Ещё одним весьма перспективным направлением становятся гостинично-ресторанная и туристическая сферы. В связи с уходом такого крупного игрока сферы фастфуда как McDonald’s открывается весьма богатая ниша ресторанов быстрого питания, которая при должной поддержке со стороны региональных властей, по примеру Москвы, где на гранты по замещению McDonald’s было выделено 9 млрд рублей, может быть заполнена отечественными рестораторами.
Конечно, нужно понимать, что моментально достичь масштабов бизнеса, которые демонстрировал в России McDonald’s, будет сложно, но в перспективе может сложиться ситуация, в которой этой корпорации вернуться на российский рынок станет очень сложно или практически невозможно.
Ввиду ограничений на поездки россиян в Европу, а также ковидных ограничений, пока ещё действующих в большинстве дружественно настроенных к нам стран Азии, весьма перспективным представляется направление гостинично-туристическое. Спрос на строительство новых гостиниц и отелей в наиболее популярных с точки зрения туризма регионах России весьма велик.
В этих условиях федеральные и региональные власти озабочены разработкой мер поддержки проектов в этой сфере. Следовательно, в перспективе полугода можно ожидать внедрения этих инициатив в жизнь и активизации подобных проектов. Очевидно, что туристическая сфера должна и будет развиваться не только в уже известных туристических центрах России, но и в тех регионах, чьи достопримечательности пока обделены вниманием со стороны путешественников.
Главное - стремление предпринимателей начать и развивать свое дело, а поддержка и внимание со стороны властей, очевидно, будут только нарастать.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить