Трамвай в ЦФО скорее жив, чем мёртв
Вагончик тронется, перрон останется...
Ты что такое?
Главный вопрос, который ставит 21-й век перед трамваем – является ли этот транспорт просто классной городской «фишкой» или же действительно необходим в практическом смысле? Ответ на него, как почти всегда в таких случаях, упирается в финансы.
В конце 19-го – начале 20-го веков, когда этот вид транспорта только появился, в его актуальности не сомневался никто. Однако затем (примерно в середине минувшего столетия) бурное развитие автомобильного транспорта стало «обижать» общественный рельсовый транспорт на электротяге.
Сначала это происходило в Европе, а впоследствии – в СССР и РФ. Кроме того, в тяжкие «девяностые» годы властям было не до развития (а часто и не до сохранения) трамвайных линий. Хотя это уже отдельная тема.
Второе дыхание
Однако впоследствии трамвай начал переживать «реннесанс». Государственные мужи поняли, что списывать его со счетов ещё рано. В самом деле, у трамвая есть очевидные преимущества:
- он достаточно надёжен и безопасен,
- быстр,
- вместителен,
- хорошо подходит для районов с исторической застройкой,
- единственный вид транспорта, совместимый с пешеходными зонами,
- хорошо подходит для изолированных от городского «ядра» окраин.
Сейчас в очень многих странах не только восстанавливаются старые, но и создаются совершенно новые современные трамвайные системы и линии. Однако занятие это недешёвое. Россия, в этом плане, отстаёт – не только «по факту», но и «по идеологии». Даже в «богатой» Москве трамвай особо не развивают, а кое-где и сокращают.
Кажется, что пока что большинство наших чиновников (да и многие граждане) смотрят на этот транспорт как на некий милый, но не очень полезный анахронизм.
Давайте немного попутешествуем по городам присутствия сети порталов vRossii.ru и узнаем, как там обстоят дела с трамваями на данный момент.
Белгород
В этом городе нет трамвая. Однако он есть в другом населённом пункте Белгородской области – Старом Осколе. Старооскольский трамвай достаточно молодой – он существует с 1981-го года. Здешняя сеть изначально строилась как скоростной трамвай, необходимый как высокопровозной транспорт между жилыми кварталами и вновь сооружаемой удалённой промышленной зоной. Она состоит всего из одной линии с двумя промежуточными разворотными кольцами, на которой работают три маршрута.
Старооскольский трамвай на линии.
Трамвай находится в достаточно неплохом состоянии. Кроме того, постоянно растёт число его пассажиров. Согласно последним данным, оно превышает десять миллионов человек (в год).
Брянск
Здесь трамвая тоже нет. Ещё в 1899-м году, на заре «трамвайной эры», местный рельсопрокатный завод планировал соединить Брянск и Бежицы трамвайной линией. Более того, проект был не только оформлен, но и утверждён. Однако так и не воплощён в жизнь… Во всяком случае, пока.
Воронеж
Воронежский трамвай «приказал долго жить» в 2009-м году. Его история довольно богатая. Вагоны на конной тяге появились в городе в 1891-м и исчезли примерно в 1919-м. Эра электрического трамвая наступила в 1926-м (строить его начали ещё до Первой мировой войны). В годы Великой Отечественной войны трамвайные линии не функционировали. Однако затем бурно развивались и к концу девяностых годов стали одними из крупнейших в стране.
Схемы трамвайного движения в Воронеже: 1989 год (трамвай обозначен красным цветом) и конец девяностых - начало нулевых.
Затем, в 2001-м, из-за финансовых проблем, была демонтирована крупнейшая линия, проходившая по местному Московскому проспекту. Спустя восемь лет трамвай погиб окончательно. К моменту закрытия работали только два маршрута, хотя в 2000-м году их было двадцать два...
Сейчас Воронеж – это единственный «миллионник» и самый крупный город России и Европы, где нет рельсового транспорта.
Кстати, церемония открытия электрического воронежского трамвая увековечена в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Считается, что пуск «старгородского» трамвая, изображённый в этой книге, списан как раз с мероприятия, проходившего в Воронеже в 1926-м году.
Курск
Курский трамвай, вместе с орловским, нижегородским и калининградским, считается одним из старейших в стране – если считать «живые» сети. Он сразу создавался как электрический.
Первый вагон проехал по рельсам в 1898-м году. Транспорт не работал в 1918-1924-м годах (из-за Гражданской войны и последующей разрухи) и в 1941-1943-м годах (во время немецкой оккупации). Сейчас в Курске четыре трамвайных маршрута, на которых работают восемьдесят вагонов.
Редкая модификация - двухдверный вагон-кафе.
В депо Курска.
Липецк
В этом городе трамвайные сети начали строить только после Великой Отечественной войны, в 1947-м году. Первая линия соединила Спиртзавод и Тракторный завод. Сейчас здесь насчитывается три маршрута, по которым колесят пятьдесят пять вагонов.
Кстати один из них – экскурсионный, 1932-го года выпуска, переданный Липецку из Ленинграда (в 1987-м году). В народе его называют Лип Липычем.
Лип Липыч
Орёл
В Орле этот вид транспорта тоже существует с 1898-го года. В 1919-1922-м и 1941-1943-м орловский трамвай, по понятным причинам, не работал. Сейчас его сеть (в один конец) составляет 38,9 километра.
Поскольку уже больше года Орёл живёт в режиме «аврала» из-за перекрытого на ремонт Красного моста, одной из важнейших транспортных артерий города, трамваи передвигаются по «особым» маршрутам. Вообще в Орле их четыре. Сеть обслуживают 88 вагонов, в том числе несколько современных. Остальные – это, в основном, «Татры» ещё советских годов...
Между прочим, в период до ремонта моста в Орле работала самая длинная в России трамвайная линия из числа построенных ещё в 19-м веке (3,163 километра). «Живой участок», отрытый ещё в 1899-м году, пролегал от здания театра «Свободное пространство» до разворотного кольца на улице Пушкина. Возможно, когда-нибудь Красный мост всё же отремонтируют, и движение по легендарной линии восстановится.
Отреставрированный старинный трамвайный вагон на улицах Орла
Фото 1985 года
Тула
Тульский трамвай – послереволюционный, но довоенный. Он был открыт в 1927-м году. Однако намного раньше (с 1988-го года) по улицам этого города начали ездить трамваи на конной тяге.
В труднейший период обороны города от фашистов, в 1941 году, трамвай тоже сыграл важную роль – его использовали для перевозки раненых и боеприпасов. В тяжелейших военных условиях строились новые трамвайные линии. Напомню, что Тула не пустила к себе врага, поэтому трамвай продолжал действовать и в «роковые сороковые».
Затем данный вид транспорта в Туле неуклонно развивался. Однако в конце восьмидесятых дело пошло на спад. Несколько линий и маршрутов ликвидировали уже в конце нулевых.
Впоследствии предпринимались неоднократные попытки поднять вопрос о полном ликвидации тульского трамвая. Однако большинство жителей Тулы выступало против этого. Так, в 2018-м году за сохранение трамвая «вписались» около 70% участников соответствующего опроса.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
ДобавитьПоследние новости
05.02.2025

04.02.2025

03.02.2025

30.01.2025

30.01.2025

16.01.2025

31.12.2024

28.12.2024

23.12.2024

13.12.2024

11.12.2024

27.11.2024

27.11.2024

22.11.2024

14.11.2024

13.11.2024

07.11.2024

01.11.2024

28.10.2024

23.10.2024

07.02.2025

06.02.2025

06.02.2025

05.02.2025
