Трамвай в ЦФО скорее жив, чем мёртв
Вагончик тронется, перрон останется...
Ты что такое?
Главный вопрос, который ставит 21-й век перед трамваем – является ли этот транспорт просто классной городской «фишкой» или же действительно необходим в практическом смысле? Ответ на него, как почти всегда в таких случаях, упирается в финансы.
В конце 19-го – начале 20-го веков, когда этот вид транспорта только появился, в его актуальности не сомневался никто. Однако затем (примерно в середине минувшего столетия) бурное развитие автомобильного транспорта стало «обижать» общественный рельсовый транспорт на электротяге.
Сначала это происходило в Европе, а впоследствии – в СССР и РФ. Кроме того, в тяжкие «девяностые» годы властям было не до развития (а часто и не до сохранения) трамвайных линий. Хотя это уже отдельная тема.
Второе дыхание
Однако впоследствии трамвай начал переживать «реннесанс». Государственные мужи поняли, что списывать его со счетов ещё рано. В самом деле, у трамвая есть очевидные преимущества:
- он достаточно надёжен и безопасен,
- быстр,
- вместителен,
- хорошо подходит для районов с исторической застройкой,
- единственный вид транспорта, совместимый с пешеходными зонами,
- хорошо подходит для изолированных от городского «ядра» окраин.
Сейчас в очень многих странах не только восстанавливаются старые, но и создаются совершенно новые современные трамвайные системы и линии. Однако занятие это недешёвое. Россия, в этом плане, отстаёт – не только «по факту», но и «по идеологии». Даже в «богатой» Москве трамвай особо не развивают, а кое-где и сокращают.
Кажется, что пока что большинство наших чиновников (да и многие граждане) смотрят на этот транспорт как на некий милый, но не очень полезный анахронизм.
Давайте немного попутешествуем по городам присутствия сети порталов vRossii.ru и узнаем, как там обстоят дела с трамваями на данный момент.
Белгород
В этом городе нет трамвая. Однако он есть в другом населённом пункте Белгородской области – Старом Осколе. Старооскольский трамвай достаточно молодой – он существует с 1981-го года. Здешняя сеть изначально строилась как скоростной трамвай, необходимый как высокопровозной транспорт между жилыми кварталами и вновь сооружаемой удалённой промышленной зоной. Она состоит всего из одной линии с двумя промежуточными разворотными кольцами, на которой работают три маршрута.
Старооскольский трамвай на линии.
Трамвай находится в достаточно неплохом состоянии. Кроме того, постоянно растёт число его пассажиров. Согласно последним данным, оно превышает десять миллионов человек (в год).
Брянск
Здесь трамвая тоже нет. Ещё в 1899-м году, на заре «трамвайной эры», местный рельсопрокатный завод планировал соединить Брянск и Бежицы трамвайной линией. Более того, проект был не только оформлен, но и утверждён. Однако так и не воплощён в жизнь… Во всяком случае, пока.
Воронеж
Воронежский трамвай «приказал долго жить» в 2009-м году. Его история довольно богатая. Вагоны на конной тяге появились в городе в 1891-м и исчезли примерно в 1919-м. Эра электрического трамвая наступила в 1926-м (строить его начали ещё до Первой мировой войны). В годы Великой Отечественной войны трамвайные линии не функционировали. Однако затем бурно развивались и к концу девяностых годов стали одними из крупнейших в стране.
Схемы трамвайного движения в Воронеже: 1989 год (трамвай обозначен красным цветом) и конец девяностых - начало нулевых.
Затем, в 2001-м, из-за финансовых проблем, была демонтирована крупнейшая линия, проходившая по местному Московскому проспекту. Спустя восемь лет трамвай погиб окончательно. К моменту закрытия работали только два маршрута, хотя в 2000-м году их было двадцать два...
Сейчас Воронеж – это единственный «миллионник» и самый крупный город России и Европы, где нет рельсового транспорта.
Кстати, церемония открытия электрического воронежского трамвая увековечена в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Считается, что пуск «старгородского» трамвая, изображённый в этой книге, списан как раз с мероприятия, проходившего в Воронеже в 1926-м году.
Курск
Курский трамвай, вместе с орловским, нижегородским и калининградским, считается одним из старейших в стране – если считать «живые» сети. Он сразу создавался как электрический.
Первый вагон проехал по рельсам в 1898-м году. Транспорт не работал в 1918-1924-м годах (из-за Гражданской войны и последующей разрухи) и в 1941-1943-м годах (во время немецкой оккупации). Сейчас в Курске четыре трамвайных маршрута, на которых работают восемьдесят вагонов.
Редкая модификация - двухдверный вагон-кафе.
В депо Курска.
Липецк
В этом городе трамвайные сети начали строить только после Великой Отечественной войны, в 1947-м году. Первая линия соединила Спиртзавод и Тракторный завод. Сейчас здесь насчитывается три маршрута, по которым колесят пятьдесят пять вагонов.
Кстати один из них – экскурсионный, 1932-го года выпуска, переданный Липецку из Ленинграда (в 1987-м году). В народе его называют Лип Липычем.
Лип Липыч
Орёл
В Орле этот вид транспорта тоже существует с 1898-го года. В 1919-1922-м и 1941-1943-м орловский трамвай, по понятным причинам, не работал. Сейчас его сеть (в один конец) составляет 38,9 километра.
Поскольку уже больше года Орёл живёт в режиме «аврала» из-за перекрытого на ремонт Красного моста, одной из важнейших транспортных артерий города, трамваи передвигаются по «особым» маршрутам. Вообще в Орле их четыре. Сеть обслуживают 88 вагонов, в том числе несколько современных. Остальные – это, в основном, «Татры» ещё советских годов...
Между прочим, в период до ремонта моста в Орле работала самая длинная в России трамвайная линия из числа построенных ещё в 19-м веке (3,163 километра). «Живой участок», отрытый ещё в 1899-м году, пролегал от здания театра «Свободное пространство» до разворотного кольца на улице Пушкина. Возможно, когда-нибудь Красный мост всё же отремонтируют, и движение по легендарной линии восстановится.
Отреставрированный старинный трамвайный вагон на улицах Орла
Фото 1985 года
Тула
Тульский трамвай – послереволюционный, но довоенный. Он был открыт в 1927-м году. Однако намного раньше (с 1988-го года) по улицам этого города начали ездить трамваи на конной тяге.
В труднейший период обороны города от фашистов, в 1941 году, трамвай тоже сыграл важную роль – его использовали для перевозки раненых и боеприпасов. В тяжелейших военных условиях строились новые трамвайные линии. Напомню, что Тула не пустила к себе врага, поэтому трамвай продолжал действовать и в «роковые сороковые».
Затем данный вид транспорта в Туле неуклонно развивался. Однако в конце восьмидесятых дело пошло на спад. Несколько линий и маршрутов ликвидировали уже в конце нулевых.
Впоследствии предпринимались неоднократные попытки поднять вопрос о полном ликвидации тульского трамвая. Однако большинство жителей Тулы выступало против этого. Так, в 2018-м году за сохранение трамвая «вписались» около 70% участников соответствующего опроса.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить