Пиаримся «по-маленькому»
Public Relations для предприятий «средней руки».
Несмотря на все сложности, с которыми связана предпринимательская деятельность в современной России, число малых и средних предприятий продолжает расти. Даже в минувшем, уже втором «пандемийном» году, их общее число не уменьшилось, а выросло. Причём на 182 тысячи 142 предприятия.
Слава Богу, в век интернета хоть какую-то информацию можно получить практически о каждом из них. Однако чаще всего она ограничивается минимальным набором данных. Кажется, что отечественные предприниматели искренне верят в известную поговорку о том, что «деньги любят тишину»… И не торопятся продвигать собственные услуги.
Складывается парадоксальная ситуация, не так ли? Клиенту нужен товар или услуга, а предпринимателю – деньги клиента, но он не спешит заявить о себе. Видимо, полагаясь на «народную молву»… И в этом парадоксе мы и живём.
Например, по запросу «ремонт обуви в Орле» различные поисковики и сайты выдают адреса и телефоны до 100 предприятий. Но лишь несколько из них имеют полноценные сайты или страницы в социальных сетях, где можно подробно узнать об их услугах и ценах. Об остальных орловских «обувных дел мастерах», кроме их адресов и телефонов, ничего не известно. Тем не менее, судя по всему, у них всё же есть клиентская база, позволяющая им выживать. Вот только значительно расширять её границы, в том числе за счёт пиара, они что-то не торопятся…
Чем PR отличается от рекламы
РК расшифровывается как Public Relations, что можно перевести с английского как «общественные отношения». Его главное отличие от рекламы – в том, что продвигается не товар или услуга, а бренд и имидж компании. Фактически, это более тонкий вид рекламы, направленный не на стимуляцию процесса реализации товара, а на формирование позитивного отношения к его продавцу со стороны потенциальных покупателей (а также общества и государства в целом).
Чем занимается PR-щик
Деятельность PR-специалиста разнообразна. Она может включать в себя:
- проведение исследований об отношении к компании,
- соответствующую прогнозную деятельность,
- разработку стратегий поддержки компании с помощью СМИ,
- создание и распространение пресс-релизов,
- создание собственного интернет-контента, в том числе для социальных сетей,
- работу с общественными и государственными структурами.
Почему малый бизнес не хочет себя пиарить
На то есть несколько причин, вполне очевидных. Одна из них – это отсутствие необходимых финансовых ресурсов. Вопреки популярному мнению, многие владельцы предприятий МСБ вовсе не купаются в деньгах, а прилагают значительные усилия, чтобы их расходы хотя бы не превышали их расходы.
Ещё одна причина – нежелание многих предпринимателей «выходить из серой зоны». Многие бизнесмены «невеликого масштаба» просто опасаются, что об их бизнесе узнают не только новые клиенты, но и недобросовестные конкуренты и просто охотники до чужих денег. Которые, разумеется, найдут возможность устроить предпринимателю, выступающему всего лишь «в лёгком весе», «сладкую жизнь». Поэтому такие МСП предпочитают «довольствоваться малым» и «не будить лихо, пока оно тихо».
Наконец, ещё одна очевидная причина – это слабая развитость PR-рынка в нашей стране. Невооружённым глазом видно, что ему очень есть куда расти – и в плане количества предложений, и в плане их качества. В провинции эта проблема, по сравнению с Москвой и Петербургом, естественно, усугубляется во много раз.
Тему согласилась прокомментировать наш эксперт - Галина Николаева, главный редактор журнала «Фокус внимания», пиарщик для интровертов.
Галина Николаева
Для чего пиар малому бизнесу?
Владельцы малого бизнеса, частные предприниматели и эксперты чаще всего не используют PR для своего продвижения, т.к. не понимают, что это такое и для чего им это.
PR часто путают с рекламой, но это совершенно разные вещи по функциям, задачам и технологиям.
PR (public relations) означает связи с общественностью, и его цель - установить контакт с целевой аудиторией, завоевать ее доверие, создать имидж и репутацию сформировать общественное мнение относительно объекта пиара - товара, услуги или бренда.
PR в бизнесе решает глобальные стратегические задачи, в то время как реклама - тактические - создать спрос на товар и запустить продажи.
И если бизнес строится в долгосрочной перспективе, то PR-технологии обязательно нужно использовать малому бизнесу, если хотите не только выжить в кризис, но и использовать его как трамплин для роста и развития, чтобы обойти конкурентов, выйти на другой уровень доходов.
Если компания в кризисе, тем более надо искать другие пути выхода из него. Потому что, как известно, чтобы получить другие результаты, нужно использовать другие методы и технологии, нежели те, которые привели к кризису. Это нужно хорошо понимать и подходить осознанно.
Прежде чем начинать любые пиар-активности, нужно четко знать ответы на следующие вопросы:
- для чего вам нужен пиар, какие ваши задачи он должен решить,
- кто ваши клиенты, какие у них проблемы и задачи и чем вы можете им помочь,
- где ваши клиенты находятся, через какие каналы вы будете с ними коммуницировать,
- каким образом вы будете отслеживать результаты.
Если есть ответы на эти вопросы, тогда можно переходить к разработке стратегии на ближайшие год-два-три.
Почему важно иметь стратегию? Чтобы не было хаоса, чтобы вы понимали смысл и значение каждого шага на всех этапах работы.
Современные инструменты PR предлагают достаточно много вариантов - публикации в СМИ, коллаборации с блогерами и лидерами мнений, участие в мероприятиях, флешмобах, ивентах, различные партнерства.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить