Торговцы ложью
Продолжаем «вычислять» недобросовестных инфобизнесменов.
В нашем первом материале на эту животрепещущую тему мы уже «прошлись» по некоторым основным признакам, позволяющим отличить «Остапов Бендеров» инфобизнеса от людей, которые действительно могут дать Вам полезные сведения и навыки.
Это отсутствие реальных достижений в предпринимательской деятельности, обещания лёгких, больших и быстрых денег, отсутствие конкретных указаний по достижению поставленных целей, а также стремление завысить свой социальный статус с помощью дорогой недвижимости, машин, одежды и обуви…
Какие же ещё важные признаки могут указать на недобросовестный характер предлагаемых Вам информационных услуг?
Думай позитивно
Да, мы привыкли к этой установке и не воспринимаем её как нечто опасное. В общем-то, «быть на позитиве» - это совсем не плохо. Вот только надо отличать подлинный оптимизм от нежелания или неспособности адекватно оценивать окружающую действительность и осознавать и чувствовать свои собственные риски.
Недобросовестные инфобизнесмены обязательно посвятят минимум половину своих курсов позитивному мышлению. Они будут старательно внушать Вам мысль о том, что именно ваш пессимистический настрой – единственная настоящая причина того, что Вы пока что не являетесь долларовым мультимиллионером. Такой подход очень выгоден для них. Во-первых, говорить на тему «перековки» пессимистов в оптимистов можно бесконечно и безо всякой конкретики. Заполнять подобной «водой» свои курсы, которые всё же должны длиться некоторое количество часов, инфобизнесменам очень удобно. К тому же такие разглагольствования не требуют никаких особых знаний и умений – может, лишь знания слабых мест человеческой психологии и умения бить по ним словом, «не оставляя синяков», то есть следов собственных манипуляций.
Второй, ещё более важный момент заключается в том, что такой инфобизнесмен под видом пропаганды «позитивизма» просто отключает у «клиента» критическое мышление. После чего жертву можно «брать тёпленькой». Любые возражения собственного разума, а также замечания родных и друзей она будет воспринимать как «отклонения от позитивной линии», стоящие на пути между ней и мешком с золотыми слитками. «Зазомбированный» таким образом человек долго может игнорировать самые очевидные факты. И чем дольше продлится такой «сон разума», тем болезненней окажется неминуемое пробуждение...
Да, чёрные очки не позволят Вам увидеть мир в истинном свете. Но ведь и розовые очки ничем не лучше... Попытайтесь найти нечто среднее между этими двумя крайними подходами. А если человек вместо того, чтобы передавать конкретную информацию, начинает учить «позитиву» и лезть в вашу голову, гоните его оттуда в шею.
Талантливый человек талантлив во всём
Как правило, псевдо-инфобизнесмены – люди «широкого профиля». Они никогда не сосредотачиваются на одном направлении. Да и зачем? Ведь люди всё же разные, и их запросы тоже разнятся. А язык у «бизнесмена», как и у любого другого человека, без костей... И может неограниченное количество времени перемещаться в ротовой полости, помогая создавать «инфошум» и «рубить бабки».
В этом плохие «инфобизы» похожи на «доставал», которым всё равно, что продавать покупателю – апельсины или холодильники, у них всегда всё и для всех «найдётся», причём быстро и задёшево. Любой запрос будет удовлетворён хотя бы на словах. Вот только в отличие от таких «доставал», которые хотя бы иногда делают то, за что берут деньги, «инфобизнесмен» точно не даст Вам ничего, хоть и пообещает всё.
Вместе веселее
Инфобизнесмен-одиночка – полбеды. Как правило, такие граждане не любят «гулять одни». При первой же возможности они стремятся объединиться с себе подобными, «сбиться в стаю». Это значительно усиливает их шансы на задуривание чужих голов и обирание чужих карманов.
Обязательно обратите внимание и на этот признак. Если человек знает, как добиться успеха в бизнесе, обзавёлся значительными средствами и активами и дошёл до уровня, где он может учить других, зачем ему «компания», особенно сомнительная?
Продолжением этой темы является и стремление горе-«инфобизнесменов» попиариться на чужих громких именах. Впрочем, одновременно это и сродни их тяге к аренде статусной недвижимости или дорогих автомобилей (некоторые, чтобы сделать фоточки для «Инстаграма», берут напрокат даже украшения, одежду и обувь). Самодостаточный, уверенный в себе, добившийся реальных успехов человек будет спокойно относиться к чужим успехам. Если в соцсетях выбранного Вами «инфобизнесмена» слишком много фотографий со знаменитостями и рассказов об их давних и тёплых отношениях – это повод серьёзно призадуматься. Как говорится, «парень в костюме, кто ты без него?»
Дар речи
Это единственное, чему стоило бы действительно поучиться у псевдо-«инфобизнесменов». Так как тому, кто не владеет ораторским искусством, добиться успехов на данном поприще очень сложно.
Конечно, умение ярко, красиво, умно говорить – ещё не обязательный признак обманщика. Но всё же не забывайте про известную поговорку «не всё то золото, что блестит»... Иначе, в лучшем случае, выяснится, что Вы заплатили свои деньги лишь за несколько часов пустого «краснобайства».
Есть несколько признаков, по которым можно отличить просто хорошего оратора от речевого манипулятора. Во-первых, манипулятор будет активно вовлекать в процесс окружающих, например, задавая им бесконечные вопросы там, где надо и не надо. Во-вторых, манипулятор будет избегать цифр. Если он и вставит их в речь, то в небольшом количестве. Цифры всё же, более или менее, но обязывают к некоторой точности, правде. А от правды наш «герой» бежит как чёрт от ладана...
Ещё один признак манипулятора – чрезмерная жестикуляция. Использовать жесты время от времени – это «не криминал». Однако если с ними наблюдается явный перебор, если сами жесты кажутся Вам странными (вроде рук, воздеваемых к потолку выше головы) – будьте осторожны.
В принципе, важно понять ещё один момент – действительно успешному человеку Вы не очень нужны. Он уже «сыт». Если Вы не поверите ему, ему обязательно поверит кто-то другой, потому что он уже успешен, а значит востребован. Если же человек слишком настойчиво претендует на ваше внимание и доверие… Делайте выводы сами.
Тему согласился прокомментировать наш эксперт - автор программы «Становление», основатель онлайн-школы по личностному росту для диджитал-специалистов и экспертов Илья Грини.
Илья Грини
Самая большая часть осуждения и недоверия к рынку, в целом к онлайн образованию, к рынку инфобизнеса, складывается, в первую очередь, из-за того, что позиция хейтера на самом деле очень выгодная. Это позиция, когда «я иду против всех, все глупые, а я умный, не такой, как все». Сейчас актуальны следующие стереотипы: во-первых, потребительское отношение к обществу, во-вторых — это критический идеализм: что «я уже всё знаю и мне «по жизни» не нужно реализовываться».
Тем не менее, это не отменяет того факта, что на рынке много некомпетентных специалистов, которые просто перепродают знания, ранее полученные ими из общедоступной литературы, и не предлагают никакой уникальной технологии. Когда 16-летние подростки заявляют, что они являются коучами, как минимум ясно, что они не сертифицированные. Но это не говорит о том, что весь рынок онлайн-образования такой.
Возможно, с развитием рынка поменяется и отношение покупателей — они будут более тщательно выбирать тех, кто имеет репутацию, какой-то авторитет, определённые регалии, дипломы, другие подтверждения своих знаний.
Сейчас каждый желающий может продавать свои знания, но о результативности своих студентов думают, к сожалению, не все.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить