Не женское дело?
Стоит ли жительнице ЦФО пробовать себя в бизнесе?
Статистика
Вопрос о том, является ли сфера бизнеса доступной для всех «гендеров» или же, в общем и целом, только мужской сферой приложения усилий, в России давно устарел. По самым свежим данным ФНС, на в секторе малого бизнеса на «прекрасный пол» приходится 40,2% зарегистрированных ИП. Среди официально зарегистрированных самозанятых граждан женщин также порядка 40%. Правда, при этом их доход, относительно коллективного дохода всех самозанятых россиян, составляет 32%.
Бизнес-леди есть и в крупном бизнесе – их имена у всех на слуху: Татьяна Бакальчук (Wildberries), Светлана Виноградова («Рольф»), Марина Седых («Иркутская нефтяная компания»). По данным «Форбс», женщины возглавляют 12 из 200 крупнейших частных компаний России.
Исследования на эту тему регулярно проводит и банк «Открытие», активно работающий с бизнесменами разного уровня. Например, в марте этого года было опубликован анализ 206 тысяч клиентов банка из сферы малого и среднего предпринимательства. «Женскими» оказался 31% проанализированных профилей.
Была выявлена тенденция – чем ниже выручка предприятия, тем выше шанс, что его возглавляет женщина. Так, в группе предприятий с годовой выручкой до 20 миллионов рублей оказалось 33% «женских», до 50 миллионов – 28%, а среди предприятий, выручивших за год более полутора миллиардов – лишь 12%.
В 2019-м году «Открытие» сделало подобный анализ по областям ЦФО, правда, взяв в расчёт только ИП. Выяснилось, что в Тульской области дамы возглавляют 34% ИП, в Липецкой – 27%, в Белгородской и Воронежской – 24%, в Курской – 23%. Согласно данным Орёлстата, в Орловской области доля дам среди предпринимателей (всех уровней) оценивалась в 36% (в 2020-м году). (По Брянской области, ещё одному региону, входящему в сеть порталов vRossii.ru, подобные данные отсутствуют.)
Выводы
Они очевидны – доля женщин среди предпринимателей всех уровней уже довольно высока, хотя она резко снижается в зависимости от уровня бизнеса (меньше доход предприятия – выше вероятность, что оно «женское»). Эта тенденция постоянно растёт, тоже на разных уровнях (с каждым годом женщин становится больше как среди самозанятых и ИП, так и в списках «Форбс»).
Поэтому дискуссию о том, является ли бизнес женским делом, можно считать давно законченной – по крайней мере, в нашей стране. Вопрос уже в другом – каковы особенности именно женского бизнеса и какими специфическими механизмами поддержки может воспользоваться дама-предприниматель?
Особенности женского бизнеса
В основном, они касаются психологии, разных типов работы мышления, обусловленных гендерами. По большому счёту, «объективный фактор» только один – семья. Как бы то ни было, в России семейные вопросы, в первую очередь, связанные с детьми, во многом лежат именно на женских плечах. Успешно «тянуть» паралелльно с семьёй ещё и бизнес под силу далеко не каждой россиянке. При этом собственное дело сплошь и рядом отнимает больше сил и времени, чем работа по найму, хотя в долгосрочной перспективе и может принести больше отдачи.
Остальные серьёзные проблемы касаются уже не «бытия», а «сознания». Во-первых, зачастую в бизнесе соблюдается «мужские» отношения между партнёрами и соперниками – жёсткие, конкурентные. «Свернуть» эту повестку и навязать свою, женственную, более подходящую к «инь»-энергиям, - задача непростая и глобальная.
Некоторые эксперты считают, что женщинам сложнее привлекать инвесторов и кредиторов, так как они склонны трезвее мужчин оценивать возможные риски и результаты. В итоге гипотетический партнёр, выслушав такой «приземлённый» прогноз, склоняется к отказу от просьбы, но при этом охотно вкладывает средства в пусть и более сомнительный, но амбициозный и многообещающий «мужской» проект.
Безусловно, достаточно актуальной остаётся тема «обесценивания» женских заслуг – в том числе самими женщинами. Предпринимательницам труднее поверить в себя и друг в друга, а предпринимателям – в них. Это обусловлено патриархальными стереотипами, которые формировались столетиями или даже тысячелетиями, и, если и исчезнут вовсе, то точно не за один день.
Спецподдержка
Однако в роли предпринимателя-женщины есть не только минусы. Например, в России, в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», реализуется целый ряд мер, направленных именно на поддержку женского бизнеса.
Для бизнес-леди доступны специальные кредитные программы с гарантийной поддержкой, позволяющие взять кредит даже самым «зелёным» - под открытие собственного дела. В 2020 году россиянки-предприниматели взяли таких «гарантированных» кредитов на 55 миллиардов рублей.
Для женщин разработана льготная микрофинансовая поддержка в региональных государственных микрофинансированных организациях (не путать с сомнительными частными конторами по оформлению микрозаймов). Ставка по таким займам не превышает ключевой ставки Банка России. В 2020 оформлено около 10 тысяч таких договоров на общую сумму около 20 миллиардов рублей. Собственные программы для бизнес-леди разработал и «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства».
Существуют и различные виды информационной поддержки: например, программа «Мама – предприниматель», в рамках женщины, находящиеся в декрете, проходят обучение и получают кредиты на сумму до 500 тысяч рублей на срок до трех лет, без залога и поручительства, различные мастер-классы, круглые столы, бизнес-девичники и другие мероприятия. Обычно их организуют государственные региональные центры поддержки бизнеса.
Безусловно, открытие собственного дела – ответственный поступок, и делать или не делать этот шаг, особенно на фоне пандемии «короны» - решать только Вам. Однако, надеемся, что наш материал поможет Вам принять правильное решение.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить