Онлайн-образование: Прекрасный новый мир?
Плюсы и минусы обучения через интернет.
Можно смело сказать, что «онлайн-образование» - один из главных и восходящих трендов современности. Кажется, сейчас уже существуют курсы для получения абсолютно любых знаний и навыков на абсолютно любых уровнях. Причём – как платные, так и бесплатные.
Действительно, интернет, дав возможность человечеству и каждому отдельному человеку высказаться, дал этому самому человеку и возможность научить другого двуногого чему-нибудь хоть мало-мальски ценному. Казалось бы, какие здесь могут минусы, кроме плюсов?
Однако всё не так просто. Давайте для начала разложим «по полочкам» самые очевидные достоинства и недостатки «онлайн-образования».
Итак, плюсы:
- Вы свободны в выборе места и, часто, времени обучения. Ваш компьютер с подключённым интернетом может находиться где угодно – как, кстати, и компьютер преподавателя. Что касается времени, то многие курсы доступны не только «онлайн», но и в записи.
- Индивидуализм. Вам не обязательно «бежать за комсомолом», то есть стараться работать синхронно с другими учащимися в вашей группе. Дистанция между ними и вами больше, чем в «оффлайн»-режиме, и не только в прямом, но и в переносном смысле.
- Дешевизна. Получить новую профессию, в том числе престижную и востребованную, путём покупки онлайн-курсов – это заведомо на порядок дешевле, чем, например, платить за аналогичное обучение в сузе или вузе. Также нет необходимости тратить лишние деньги на книги или пособия – как правило, все дополнительные источники знаний предоставляются в рамках курса бесплатно.
Минусы:
- Необходимость в высокой мотивации. Да, в режиме «онлайн» многое зависит именно от Вашего личного выбора. Если ваша мотивация на учёбу окажется недостаточно высокой – с высокой долей вероятности, всё пойдёт прахом. Поэтому, кстати, многие рекомендуют проходить именно платные обучающие курсы. Так как деньги, уже уплаченные за учёбу, являются превосходным мотиватором к тому, чтобы продолжать её дальше.
- Дистанция. Когда преподаватель и ученик не разделены километрами оптоволокна, а находятся рядом друг с другом, они чувствуют друг друга сильнее. Это влияет и на передачу знаний. Что касается ваших «одногруппников», то они могут стать не только помехой, но и помощью. Например, разделяя с Вами какие-либо собственные знания или умения, просто вдохновляя на дальнейшие действия. В «онлайн-режиме» этот момент заметно нивелируется, хотя и полностью не исключается.
- Вред для здоровья. Онлайн-образование – это, помимо всего прочего, ещё и многие часы, проведённые перед монитором. Как минимум, это не сделает ваши глаза более зоркими.
Итак, можно констатировать, что плюсы и минусы онлайн-обучения, конечно, тесно переплетены друг с другом. Одна и та же особенность здесь является как достоинством, так и недостатком.
В целом, я бы сказал, что онлайн-образование – это благо для высокомотивированных людей (каковых, как правило, меньшинство) и, в лучшем случае, потерянное время для людей низкомотивированных. Кроме того, если Вам важны не только сами знания, но и личность преподавателя (например, при обучении творческим дисциплинам, когда роль личности наставника существенно возрастает) – постарайтесь, всё же, поучиться у него не в виртуальном, а в реальном мире.
Тем не менее, скорее всего, в ближайшие годы охват онлайн-образования будет только расти – и это, всё же, скорее позитивная, нежели негативная тенденция.
психолог в сфере коммуникаций, куратор образовательных программ интеллектуально-творческого клуба «Дом на берегу»
«По поводу дистанционного образования есть много разговоров и обсуждений. В основном, родители настроены против «дистанционки» - можно понять, почему. Прежде всего, потому, что таким образом среднестатистический ребёнок усваивает знания на порядок хуже. Я, как мама троих детей, понимаю эту позицию.
При этом сохраняется негативная настроенность на «дистант» и со стороны многих учителей. Некоторые из них сами относятся к такому виду обучения едва ли не несерьезно. Есть случаи, когда учитель вместо того, чтобы провести полноценный урок, присылает ученикам ссылку на видео с Youtube и пишет им: «Посмотрите и делайте домашку». Некоторые учителя присылают фото конспектов урока, опять же, не проводя сам урок.
Есть и другие примеры. Ученики срывают онлайн-занятия, удаляют из чатов друг друга, а иногда и учителей. Попутно они создают свои чаты, где, незаметно для учителя, переписываются и переругиваются.
В период карантина по ковиду, когда переход на «дистанционку» стал массовым, муниципальные школы не могли позволить себе платные интернет-площадки для проведения таких занятий. Поэтому им приходилось выкручиваться и использовать бесплатные версии скайпа, другие бесплатные площадки, где урезанный функционал или низкокачественная связь оставляли желать лучшего.
Была и такая проблема. У некоторых учеников не было компьютера – их родителям оказались не по карману такие покупки. Такие дети «посещали» уроки со смартфонов, в лучшем случае, с планшетов, которые просили у родственников или друзей. Что они могли разглядеть на экране? Что они могли усвоить? Очень мало что.
Онлайн-образование не есть что-то хорошее или плохое - оно уже данность. Да, это хороший выход и вариант для тех, кто хочет учиться. Но это путь в никуда для тех, кто не горит желанием приобретать новые знания и навыки. А таких большинство. Прямое взаимодействие с учителями всё-таки даёт и таким детям какой-никакой, но стимул. А «дистанционка» лишь увеличивает пропасть между настроенными на учёбу и равнодушными к ней».
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить