Наверх
vorle.ru

В Белгородской области дети из неблагополучных семей под контролем

Общество

По данным Министерства здравоохранения и социального развития, которые озвучила в прошлом году глава думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, в России около полумиллиона несовершеннолетних детей живут в неблагополучных семьях.

Если взять данные в целом по стране, то у нас в Белгородской области ситуация в этом плане в разы лучше среднестатистической по России. Это результат, в первую очередь, проводимой правительством области политики в отношении семьи и детства. Немаловажным фактором становится тесное сотрудничество отделов по делам несовершеннолетних, областного департамента здравоохранения и управления социальной защиты региона. Однако, здесь показатели статистики, какими бы они скромными не были, всё равно не являются утешительными. Даже один ребёнок, воспитывающийся в плохих условиях, - это общая боль и переживание. Ещё великий русский классик сказал, что целый мир не стоит одной слезы ребёнка. Хотя, по большому счёту, эти дети как раз-таки уже не плачут. Просто разучились. Привыкли к тому, что на их плач никто не подойдёт к кроватке, вовремя не накормит и не поменяет пелёнки. Привыкли испуганно подавлять крик при виде взрослого человека. Слишком часто им вместо бутылочки со смесью достаются ругань и побои родителей. Они привыкли к тому, что родителям не нужны и неинтересны. Привыкли прятаться по углам, чтобы не подвернуться под горячую руку, когда родители пьянствуют или колются в компании таких же.

Старший инспектор отдела по делам несовершеннолетних УВД по городу Старый Оскол Надежда Максакова восемнадцать лет занимается трудными подростками и детьми из неблагополучных семей. На её хрупких плечах три района, в которых проживают больше шести тысяч несовершеннолетних. Несколько десятков подростков состоят на учёте в связи с противоправными действиями. Четырнадцать детей живут в неблагополучных семьях. Узнают об этих семьях и детях по-разному. Где-то сообщают соседи, что за стеной постоянные пьянки. Часть случаев выявляют сами сотрудники милиции при обходах злачных мест. Нередко изменения в поведении детей замечают социальные педагоги и немедленно сообщают об этом в отдел по делам несовершеннолетних. Немалую роль в выявлении детей из неблагополучных семей играют врачи-педиатры. Если ребёнка не приводят на обследование или у него недобор в весе, отставание в развитии - есть все основания бить тревогу.

Все неблагополучные семьи ставятся на учёт и постоянно контролируются. Проводятся беседы с "оступившимися" родителями. И сотрудники милиции, и работники социальных служб пытаются найти выход из ситуации. Родителям, если в этом есть необходимость, предлагают пройти лечение от алкогольной или наркотической зависимости. Через службу занятости помогают устроиться на работу. Благодаря такой вот заботе и поддержке у алкоголиков и наркоманов, родивших детей, намного больше возможностей и шансов нормально устроить свою жизнь, чем у простых, честных граждан. Вот только пользуются этим шансом совсем немногие и то, как правило, на время.

Вместе с врачом-педиатром и специалистом из социальной защиты Надежда Максакова проводит очередной рейд. Цель рейда - контроль неблагополучных семей, выявление любых негативных изменений по отношению к ребёнку. Майор милиции несколько минут настойчиво стучит в первую квартиру. Наконец дверь открыта. На пороге стоит женщина с явными следами недавнего "веселья": опухшее, оплывшее лицо, трясущиеся руки. Даже на расстоянии явственно ощущается запах перегара. -Это ничего, - шёпотом говорит мне врач-педиатр, мудрая усталая женщина с грустными глазами, - она грудью не кормит. Надо в первую очередь ребёночка осмотреть. Проходим в квартиру, которая своим видом немногим отличается от хозяйки: ободранные обои, грязный пол, в туалет и ванную вообще зайти страшно. На самом видном месте - пачка с детским питанием. Его стали выдавать "проштрафившимся" родителям вместо денег. Ребёнок на присутствие незнакомых людей практически не реагирует. Давно привык. По словам соседей, в этой квартире довольно часто происходят разгульные пьянки, время от времени заканчивающиеся откровенным дебошем. Врач склоняется над ребёнком: - Уже немного лучше. Малыш в весе прибавил. Но полное обследование всё равно пройти необходимо. В это время мать малыша, постоянно перемежая свою речь нецензурной бранью, возмущается ранним приходом незваных гостей в лице инспектирующих, которые в двенадцать часов дня её только что подняли с постели. Пока идём к следующей проблемной семье, старший инспектор отдела по делам несовершеннолетних успевает ввести в курс дела. Молодая женщина 1985 года рождения уже четырежды мать, сейчас беременна пятым. Сотрудникам милиции знакома очень хорошо. Будучи несовершеннолетней, совершила уголовное преступление, за что была осуждена. Теперь вот не может остановиться в своём желании продолжить род. Правда, желание это распространяется почему-то только на продолжение рода, но не на его воспитание. Отсюда итог - старший ребёнок воспитывается ее родителями, трёхлетние близняшки оставлены на попечение соседки, которая из-за этого даже на работу не может выйти, а младшую дочку, которой недавно исполнился годик, забрал отец. Младшая девочка, оказавшись на руках инспектора, доверчиво склоняет ей на плечо голову и обнимает ручками за шею. Уже через десять минут называет незнакомую, но добрую тётю "мамой". У таких детей любой, кто приласкал, проявил хоть какое-то внимание, сразу становится мамой. Уже подходим к машине, как появляется физическая мать, предупреждённая "добрыми" соседями. С места в карьер она начинает орать, требуя вернуть ей детей. Угрожает покончить с собой, вообще ведёт себя агрессивно и вызывающе. Ей объясняют, что пока детей никто не забирает, просто везут в больницу на обследование.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних принимает очередных посетителей. Сегодня ими стали трёхлетние девочки-близняшки. Им предстоит пройти десятидневные обследования, после чего дети будут переведены к сверстникам. Такие санитарные мероприятия - вещь необходимая. Слишком часто у поступающих сюда ребят находят кожные и другие заболевания - вшей, чесотку. Директор Татьяна Рощупкина показывает центр, который больше похож на дом, чем на казённое заведение. Везде чисто, полно игрушек, в комнате отдыха телевизор и куча детских мультфильмов. Здесь даже кормить стараются по-домашнему, а не строго по часам. Большинство ребят зовёт воспитательниц "мамами". Этим малышам просто не хватает самого родного в мире человека, которого они в итоге находят в центре. Видимо, поэтому многие дети, которые здесь живут, потом ни в какую не хотят возвращаться домой. Взаимодействие всех социальных служб хоть как-то исправляет ситуацию с воспитанием детей в неблагополучных семьях. Но всё чаще специалисты говорят о том, что без помощи общества, то есть нас с вами, мало что изменится. Это хорошо, когда алкоголика воспитывают в милиции и социальной защите. И если он встал на путь исправления, то поддержка соседей и родственников, по крайней мере на первом этапе, ему жизненно необходима. И в первую очередь она необходима для его детей, которые получат пусть маленький, но всё же шанс вырасти в нормальной семье.

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ



подписка