Росреестр разъясняет: когда нужен нотариус
Покупка квартиры или оформление в собственность недвижимости, доставшейся от родственников, процесс непростой и ответственный. Никто не хочет стать жертвой мошенников и остаться и без денег, и без жилья. Да и приобретаемая недвижимость может оказаться непринадлежащей продавцу или поделенной на доли между несколькими людьми, и один из собственников не желает, чтобы квартира была продана. Кто может спасти ситуацию, и как застраховать себя? Обратиться к проверенному агентству недвижимости, риелтору, или нотариусу? Разбираемся вместе.
Мало, кто из граждан знает, что уже год действует упрощенная система подачи документов на оформление и постановку на кадастровый учет сделок с недвижимостью по принципу "одного окна". И не надо все бумаги при покупке, дарении, вступлении в права наследства на квартиру нести и заверять у нотариуса.
- Обязательное удостоверение сделки у нотариуса может быть установлено соглашением сторон, даже если по закону ее нотариальное удостоверение не требовалось, - рассказали в пресс-службе Росреестра. – Не стоит забывать, что эта процедура повышает надежность сделки. Ведь нотариус проверяет документы на подлинность, саму сделку — на правомерность, а стороны, принимающие в ней участие, — на предмет дееспособности и добровольности участия в ней.
Сделки по продаже долей
Так, не избежать визита к нотариусу при оформлении сделки по отчуждению (продаже, дарению и т.д.) долей в праве общей собственности на недвижимое имущество. В том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке.
Удостоверяя такую сделку, нотариус обязан убедиться, что сособственники отчуждаемого недвижимого имущества надлежащим образом извещены о предстоящей сделке и что их право преимущественной покупки не нарушено.
А все дело в том, что перед тем, как заключить сделку купли-продажи доли, продавец обязан направить другим сособственникам уведомление с предложением в течение 30 дней приобрести эту долю. И только через месяц может выставить ее на свободный рынок.
Ребенку положена квартира
Не сможете вы без нотариуса совершить сделку с недвижимостью, принадлежащей несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным.
Нотариус, помимо проверки всех документов, обязан удостовериться, что органы опеки и попечительства выдали разрешение на распоряжение имуществом ребенка. Более того, нотариус обязан убедиться, что такая сделка не нарушит прав несовершеннолетнего. Так, при продаже записанного на имя ребенка жилья необходимо ему купить другой объект недвижимости.
Брачный договор, раздел имущества
До недавнего времени не обязательно было составлять соглашение о разделе супружеского имущества на гербовой бумаге. Достаточно было его оформить и подписать обеими сторонами. Теперь соглашение и брачный договор подлежат обязательному нотариальному удостоверению.
В этом случае нотариус обязан удостовериться в том, что намерения сторон добровольны. Кроме того, сделки и договоры не должны ставить интересы одного супруга существенно выше, чем другого (например, по условиям договора все имеющееся недвижимое имущество переходят супругу, а все движимое — супруге).
Завещание
Как правило завещание составляют люди преклонного возраста или в случае, когда человек знает о своей неизлечимой болезни в результате которой он умрет. Заверяется оно нотариусом, который обязан проверить и убедиться, что завещатель дееспособный и делает это добровольно и без принуждения. Ведь юридические последствия наступят только после смерти сделавшего завещание, и что-то отменить или изменить будет проблематично. Придется обращаться в суд.
Ипотека
Покупка квартира с использованием ипотечного кредита обязательно заверяется у нотариуса. В противном случае банк откажет в выдаче необходимых средств. Это относится и к соглашениям ренты и пожизненного содержания с иждивением. В последнем случае, нотариус должен убедиться, что у пожилого человека не наступила старческая деменция и что он не является жертвой мошенников, когда передает свою квартиру, как правило единственную, в обмен на свое содержание.
Оформив все документы, государственный регистратор при их получении проводит правовую экспертизу на предмет наличия или отсутствия установленных законодательством оснований для приостановления кадастрового учета или регистрации прав, а также для отказа в проведении этих процедур.
В Росреестре напоминают - проверка, которую проводит нотариус при нотариальном удостоверении, позволила на законодательном уровне сократить срок для государственной регистрации нотариально удостоверенных сделок. Регистрация прав и кадастровый учет недвижимости на основании нотариально удостоверенных документов проводятся в течение трех рабочих дней, в случае поступления всех необходимых документов.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить