Наверх
vorle.ru

Полотенце, длиною в жизнь

Рушник

Курские традиции тканного пути от рождения до смерти.

Курская область – кладезь народных традиций, связанных с ткачеством  и рукоделием. Жизнь курянина, как и любого русского человека, была неотступно связана с различными обрядами, которые сопровождали его всю жизнь. Практически для каждого таинства вышивался свой рушник.

На длинную жизнь

Рождение ребенка - одно из главных событий в жизни человека. И кто бы мог подумать, что традиционный элемент повседневной жизни становился настоящей "скорой" помощью в деле продолжения рода. Полотенце всегда играло особую роль в родильных и крестильных обрядах соловьиного края. На курской земле будущую мать трижды проводили через порог избы, покрытой рушником. Люди верили, что так малыш скорее появится на свет.

Повивальная бабка принимала ребенка обязательно на вышитый рушник и через него же обрезала пуповину с одновременным чтением специального заговора. Свое красиво расшитое полотенце полагалось и матери – им она для "очищения" вытирала руки после омовения. В знак благодарности мать одаривала повитуху также рушником.

Свадебные рушники Большесолдатского района.

Крестины – второе рождение. А значит и тут без рушника было никак не обойтись. В этот день повивальная бабка мыла ребенка, вытирала его рушником, а затем клала в святой угол на шубу, что должно было обеспечить ему безбедную жизнь. В знак установления нового родства крестные "кумились", делали друг другу подарки: полотенце от кумы и платок или несколько монет от кума. Мать также дарила вышитые рушники крестным.

Ах, эта свадьба!

Свадебные ритуалы, связанные с использованием рушников, описывает Михаил Забылин: во время обручения "невеста подносит каждому из сватов по ручнику на деревянной тарелке в знак того, что она принимает их предложение". Они же в свою очередь повязывают их через плечо и возвращаются в дом жениха. А когда в день свадьбы будущий муж приезжал за невестой, изукрашенное полотенце клали ему в шапку.

Свадебный рушник Рыльского района. Свадебный рушник Медвенского района.

В некоторых деревнях после ритуала выкупа невесты отец девушки обвязывать ее пояс рушником и, взявшись за его концы, трижды обводил дочь вокруг стола - символа семьи, целостности, лада и счастья. В то же время это прощание девушки с отчим домом, с родными, ведь она как бы "умирает" для своей семьи и рождается в новой. Далее сваты делали из рушника арку, заворачивая в узорчатые концы хлеб и стараясь как можно выше поднять середину. Проходя под ней, молодые отправлялись в новую жизнь.

Интересен свадебный обряд в селе Белица Курской области. Его элементы можно увидеть до сих пор. При удачном сговоре невеста и ее мать или с подругами перевязывала сватов рушником, что называется "Завязывать хвост". А также оборачиваются рушником караваи, которыми меняются свахи при "продаже" невесты. Также на свадьбе вышитым полотенцем украшался дом жениха и свадебный поезд, молодых встречали с хлебом-солью на рушнике, узорчатым полотном покрывали икону, а также преподносили их в дар – родне жениха и участникам свадебного гуляния.


Праздничные рушники. Мастер Е.И. Ефремова, Медвенский район. Праздничные рушники. Мастер Е.И. Ефремова, Медвенский район.

Какой праздник без рушника?

Кроме семейных праздников, рушник использовался и в других обрядах – земледельческих и скотоводческих. К примеру, когда убранный с поля хлеб привозили во двор, то в воротах обязательно расстилали рушник, через который провозили первую телегу с урожаем.

Рушник по покойнику вывешивали на ворота в день поминания.

Рушниками украшали заветные деревья, кресты "обетные" и "родниковые". Рушник был неотъемлемой частью христианских праздников – им украшали коны, прикрывали освящаемые продукты на пасху, на яблочный и медовый спас.

В селе Саморядово Большесолдатского района существует праздник Левада – "зеленая трава". Праздную его на Троицу. На большой поляне, украшенной рушниками, жители расставляют столы с угощениями, страивают показательные игры молодых людей, где они меряются силой и ловкостью. Старожилы рассказывают, что раньше в этот день парни сходились на кулачные бои в овраг, а девушки расстилали по его краям свои рушники. Это были первые смотрины – красавицы выбирали сильных и ловких, а молодцы – рукодельниц.

Куряне очень любили украшать свои дома узорчатыми рушниками. Ведь это символ основных жизненных ценностей – счастья, достатка, единства семьи и рода. Курская певица Надежда Плевицкая вспоминала, как по праздникам преображалась изба. Стол накрывали белой скатертью с красными узорами, а расписные полотенца вешались на иконы.  

В последний путь

Смерть – завершающий этап в жизни каждого человека. Длинный путь закончен, а значит пора проводить человека в последний путь. В Курской области во время погребальных обрядов всегда использовались, а в некоторых деревнях и по сей день существует такая традиция, рушники.

Так, в день смерти с помощью специального рушника оповещали жителей, что в дом пришло горе. Расшитое полотнище вывешивалось у окна. Считалось, что по нему душа уходит в иной мир. В течение сорока дней после смерти полотенце выкладывалось на подоконник – на нем душа умершего отдыхала. Люди верили, что  течение этого времени душа поутру возвращалась домой на ранней заре, умывалась росой и утиралась рушником.  

Во время самого погребального обряда умершему полотенце повязывали на шею (женщинам – на голову) и вкладывали в правую руку. Также рушником покрывали гроб, а затем на них же, держать за узорчатые края, выносили домовину на улицу и опускали в могилу. Полотенцами завешивались зеркала и завязывались ворота, повязывались кресты на могилах. До сих пор в курских деревнях существует обычай – кусок "новины" (холста или полотенца) длиною в рост умершего отдают первому встречному. При этом заворачивают в него пирог или деньги.

В дни поминовения предков рушник также вывешивался за окно – так души умерших могли на некоторое время вернуться в дом.


 - Без преувеличения можно сказать, что залог жизненной силы и успехов нашего национального искусства – в том огромном потенциале, который заложен в народном искусстве провинции. Оно является живительным источником, откуда берет и брал свои духовные силы русский человек. В них  в полной мере выражены прекрасные качества простых людей- доброта. Народная мудрость, поэтичность и широта души,- отмечает профессор, заведующий кафедрой ТИМПИИ КГУ, академик МАНПО, член союза художников РФ, член союза дизайнеров России Николай Шабанов. – Русская культура и искусство будут жить. Пока будет жив русский народ.

А ведь и правда, глядя на живописное и безгранично интересное полотно рушника, приходишь к мысли, что вот она история родной земли с верованиями, горестями и радостями предков.

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ