Наверх
vorle.ru

Бесплатное образование – залог качества?

Здоровье

Запрет платного медицинского образования изменит уровень подготовки?

В начале апреля депутат Государственной Думы Валерий Селезнев (ЛДПР) предложил внести некоторые изменения  в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" – запретить платное медицинское образование.

В пояснительной записке к проекту он указывает, что "студентов-платников, которые не в силах удовлетворительно сдать экзамены, держат исключительно из-за дополнительных денежных поступлений в казну учебного заведения"... Но "эта сфера общественной жизни, которую нельзя отдавать в руки коммерческих структур. Государству необходимо взять под жесткий контроль систему требований при поступлении и обучении в медицинских вузах, чтобы, выдавая документы государственного образца, оно могло гарантировать качество подготовки специалиста, который в свою очередь будет отвечать за жизнь и здоровье нашего населения".

Эти предположения и предложение возмутили руководителей вузов. Они признают, что качество медицинского образования существенно изменилось с 90-х, но это не связано с тем, на каких условиях учатся студенты. И вообще стоит отличать котлет от мух. Не нужно "путать" обучение в коммерческих высших учебных заведениях и учебу на коммерческой основе в государственных медицинских вузах. Они могут существенно отличаться в материальной базе. В государственных вузах процент отчисленных студентов бюджетной и внебюджетной форм обучения примерно равный. Так что разница не в деньгах. А жесткий контроль знаний, навыков действительно необходим.

В последнее время депутаты вносят много "интересных" предложений, которые удивляют своей оригинальностью и строгостью. Любопытно узнать мнение об инициативе Валерия Селезнева людей, которые сталкиваются с медицинским образованием по долгу службы, и относительно сторонних наблюдателей.

Заместитель начальника управления организации, правовой и кадровой работы комитета здравоохранения Курской области Сергей Орлов:

"Это непростой вопрос. К примеру, поступивший на бюджетной основе после окончания вуза может не пойти дальше работать в систему здравоохранения, и наоборот – тот, кто обучался платно, будет работать врачом. Форма обучения не влияет на качество полученных знаний. Если собираются отменять платное образование, то должна быть этому альтернатива.

Сейчас существуют квоты на бюджетные места, и в том случае, если абитуриент не добрал баллы, он может поступить учиться на платной основе. Платное отделение дает возможность дополнительно подготовить энное количество специалистов, а значит, увеличивается процент выпускников, которые будут работать по полученной профессии. Что касается малообеспеченных молодых людей, то для них и сейчас есть льготы при поступлении. Также есть возможность учиться в университете и по направлению от медицинского учреждения. Больница, поликлиника направляет ходатайство, чтобы подготовили для них специалиста определенной специализации. У них есть кандидат, который готов учиться и дальше работать, но он не может пройти по конкурсу на бесплатное обучение. По целевой программе у него есть шанс поступить с меньшим проходным баллом.

Не стоит забывать, что в уровень среднего образования в областном центре и селе отличаются. Не секрет, что в сельских школах не хватает учителей по некоторым предметам, а значит уровень полученных знаний будет у выпускников ниже. Получится, что в медицинские вузы смогут поступить только те, кто закончил школу в областном центре, крупных городах?

Что касается коррупционного фактора, то с отменой платного образования он может даже увеличиться. Нужен ли России такой закон? Все зависит от того, какая будет предложена альтернатива вместо платного образования. Если отменять платное обучение, то наверно нужно вводить государственный заказ на специалистов, а после окончания вуза выпускники обязаны будут отработать определенное количество лет по своей специальности".


Начальник отдела по организации медицинской помощи взрослому населению Галина Левакова, Липецк:

"Я бы не стала так категорично относиться к платному обучению, коммерция существует во всех вузах, а потому не стоит полностью от нее отказываться. Мой вариант – значительное расширение бюджетных мест при наборе студентов. Это и позволит дать больше шансов абитуриенту из глубинки, коррупционный фактор можно минимизировать с помощью тщательного конкурсного отбора и независимых представителей приемной комиссии".


Врач I категории Мария Левицкая, Тула:

"Я против отказа от платного медицинского образования. Во-первых, нередко абитуриенты волнуются на экзаменах так, что могут их и провалить. Поступают на коммерческой основе. И это вовсе не означает, что они "слабые". Могу привести множество примеров ныне успешных признанных врачей, даже заведующих отделений, которые поступали за плату, а уже после первого курса за отличную успеваемость их переводили на бюджетные места. Во-вторых, ни для кого не секрет, что всегда были те, кто покупал дипломы. Отменят коммерческое образование – бездари станут пробиваться за взятки. Запретом платного обучения проблему не решить. И, кстати, многие поступившие на бесплатные отделения слабые студенты уже после первого курса отсеиваются. Вот на эти-то освободившиеся места и переходят коммерческие студенты".


Студент-медик ВГМА Александр Панов, 21 год, Воронеж:

"Качество образования никаким образом не зависит от формы обучения. Оно зависит от преподавателя, его компетентности, заинтересованности и умения подать материал. Из тех, кто поступает в мед, далеко не все собираются идти в здравоохранение, не забывайте об этом. Умные и толковые ребята всегда окажутся на бюджете. "Платники" после нескольких семестров "на отлично" получают хорошую возможность больше не платить за обучение. У малообеспеченных ребят есть свои каналы поступления – они идут по особому конкурсу. Коррупция целиком и полностью лежит на совести преподавателей, создайте достойные условия для них – проблема отпадет. Новый закон не нужен, пусть все остается так, как было".


Студентка Юлиана Елисеева, Брянск:

"Думаю, что этот закон нужен. Но коррупция с его принятием как была, так и останется. Только за само образование платить не придется. Это большой плюс. К примеру, моя подруга очень хотела поступить в медицинский институт. Но, к сожалению, финансы сделать ей этого не позволили. А так бы у нее был шанс быть хорошим врачом".


Риэлтор Витор Марченко, Смоленск:

"Имеются профессии, в которых непрофессионализм крайне опасен. Это касается врачей, как никого другого. Я не хочу сказать, что в других профессиях допустимо работать, мягко говоря, людям, купившим дипломы. Но в случае с врачами этот вопрос встает особо остро. Считаю, что такой закон нужен и не только для медиков. Но у нас имеется одна серьезная проблема, выраженная в поговорке: суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения. К чему это приведет, точно сказать не могу. Поживем – увидим".


Пенсионер Василий Иванович Сотников, Белгород:

"Это очень сложный вопрос. Однозначно ответить на него непросто. Но, думаю, что от формы обучения качество образования не должно зависеть. Возможно, какой-то процент малообеспеченных людей и сможет учиться бесплатно на медицинских факультетах, но вряд ли это снизит уровень коррупции. Сегодня в Белгороде обучение на медицинском факультете одно из самых дорогих, туда могут попасть дети лишь обеспеченных родителей. Но и это вовсе не значит, что они будут менее грамотные, чем их сверстники из малообеспеченных семей. Часто родители берут кредит на обучение своего ребенка, но сын или дочь не оправдывает их ожидания, учиться спустя рукава. Или наоборот – в обеспеченной семье ребенок занимается старательно, прилежно. Все зависит от конкретного человека, от конкретной семьи".


Некоторые депутатские инициативы, несмотря на серьезную критику и недоумение публики, становятся Законами. Поэтому наверняка предсказать судьбу этого предложения пока нельзя.

Однако примечательно, что 11 апреля, Дмитрий Медведев на заседании Правительства отметил, что медицинское образование в России развивалось в последние годы неровно. Кроме того, открывались высшие учебные заведения без клинической базы, которые, строго говоря, и медицинскими университетами назвать нельзя.

Надо сделать так, чтобы врачей готовили в подобающих местах, – сказал Дмитрий Анатольевич.

Так что, по крайней мере, "оптимизации" медицинского образования стоит ожидать.

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ