Наверх
vorle.ru

Одна страна — один учебник!

Образование

Кому нужен "единый учебник по истории"?

История нашей страны богата, но вместе с тем очень противоречива. Во время ее изучения часто понимаешь, что многие события не имеют и не могут иметь однозначной трактовки. И сегодня большинство учебников, по которым занимаются наши дети, совершенно по-разному рассматривают многие факты и периоды прошлого. Например, автор одного пособия может называть Сталина тираном, Советский Союз — империей зла, а реформы Чубайса и Гайдара — шагом к рыночный экономике. Автор же другого учебника напротив убежден в том, что Сталин - мудрый государственный деятель, СССР — великая держава, а реформы 90-х годов — полный экономический крах. Как в таком случае составлять школьную программу?

<em>История России богата, но противоречива</em> <em>Какой учебник выбрать?</em>

<em>Министр образования и науки Дмитрий Ливанов</em> <em>">

Решение проблемы?

В министерстве образования посчитали такую ситуацию ненормальной. В марте министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что через год в российских школах появится новый "единый для всех учебник истории". По словам министра, этот учебник будет выполнять обучающую, развивающую и воспитательную функцию, а его авторами станут 20 лучших историков нашей страны. Инициативу Ливанова поддержал и министр культуры Владимир Мединский, назвавший "абсурдом" существование учебников с разной трактовкой исторических фактов. Также данная тема была затронута президентом Владимиром Путиным, который в одном из интервью подчеркнул, что "нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур".

Но сможет ли "единый учебник" учесть все исторический противоречия и беспрестанно изложить сложные исторические факты?

Декан исторического факультета КГУ, доктор исторических наук, профессор Ирина Конорева из Курска:

Сразу ответить на этот вопрос сложно. Тем более, что еще никто не видел этого учебника. Удивило то, что даже министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов признался в программе Владимира Познера, что не знает, какая концепция будет у единого учебника по истории. Не исключено, что новый единый учебник облегчит понимание информации у учеников школ. Учебник должен объективно отражать исторические события. Правда, трудно удержаться в этом ключе. Главное - не нанести новым учебником вред собственному государству, чтобы не было фальсификации истории. При создании не стоит опираться на концепцию одного историка. Унификация - дело не благодарное.

Любовь Коренева, консультант департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи:

Должна быть проведена очень серьезная научная работа по составлению единых учебников по истории. Причем это касается не только историков, но и психологов, педагогов, наиболее компетентной и активной общественности.

Аргументы противников

Корреспондент ИА vRossii.ru побеседовал с учеными историками, которые не поддерживают идею создания единого учебника истории. Они убеждены, что составителям этого пособия будет очень сложно в одном ключе описать все исторические факты.

Артур Чубур, кандидат исторических наук, доцент, профессор РАЕ из Брянска:

К идее создания единого учебника отношусь в основном отрицательно, учитывая то, что он вынужден будет нести патриотическую воспитательную нагрузку, помимо информационной, научной. Теперь представьте: как мы сможем в едином учебнике без эксцессов объяснить татарам, что взятие русскими войсками Казани это очень хорошее событие. Как рассказывать в учебнике о "подвигах" землепроходца Хабарова, в реальности отличавшегося по отношению к сибирским аборигенам просто нечеловеческой жестокостью? И таких нюансов в нашей истории, ввиду многоэтничности и многоконфессиональности государства и порой далеко немирного присоединения ряда территорий, немало. Не хотелось бы, чтобы единый учебник послужил причиной обострения межнациональных отношений, они и так сейчас повсюду "на грани", нельзя будить зверя. Это можно обойти, сделав учебник описательным, факты, их взаимосвязь, а интерпретация максимально осторожная. Но это одна сторона проблемы. Вот другая: мы собираемся писать учебник истории всей России? С чего начнем? Со славян? Но как быть с остальными народами – вновь те же грабли, только вид сбоку. Потому придется вести речь об истории всех народ России. Но это будет уже не учебник, а настоящая энциклопедия, которая не подъёмна для школьника. На многие вопросы в исторической науке (как и в любой другой) у нас нет окончательного ответа, и потому уже наука не может существовать без дискуссий. Обойти дискуссионные эпизоды можно попытаться. И даже нужно – ибо они удел специалистов, а не школьников. Хотя иной раз и не мешает сказать: вот по этому вопросу ученые к единому мнению не пришли, есть две (три, четыре) основных точки зрения, имеющих право на существование. История тогда предстанет живой наукой, а не закостеневшей схемой.

Владимир Алексеев, кандидат исторических наук, доцент из Липецка:

Я отношусь отрицательно к созданию единого учебника истории. Школьник или студент при изучении данного важного предмета должен опираться на несколько точек зрения разных ученых, должен уметь анализировать и размышлять. У меня складывается такое ощущение, что наше государство стремится все унифицировать, в том числе и историю. Взять в пример, хотя бы вопрос происхождения славян, во всех школах изучают только норманнскую теорию, а ведь наш народ имеют историю более древнюю, еще до великого переселения. Это одна самых сложных и обширных наук, изучать историю нужно по периодам, и каждому периоду, эпохе должен соответствовать свой учебник.

Слово родителям

Нет единого мнения на этот счет и среди родителей. Одни считают, что их дети должны учиться по единому учебнику, который будет давать твердое представление об исторических событиях. Другие убеждены, что до истины ребенок должен "докопаться" самостоятельно.

Ольга Куцуева, руководитель представительства "КП" в Орле:

Считаю, что учебник должен быть единым, с наиболее достоверными историческими фактами (на сколько это возможно). И переиздавать учебники (это касается не только истории) совершенно не обязательно через каждые 2-3 года. Это мнение большинства родителей.

Галина Рослякова, председатель Воронежского областного родительского комитета:

Убеждена, что историю должны знать все, и знать одинаковую! СНГ, Россия - какая разница, где ты живешь? Нельзя кроить историю под свои прихоти, это очень обидно. Сейчас каждый учебник рассказывает о событиях Великой отечественной войны на свой лад - это совершенно не допустимо. Думаю, что большинство родителей поддержат создание единого учебника по истории.

Виктория Овчинникова, юрист из Белгорода:

Я считаю, что создание подобного учебника - пустая трата времени и денег. Этими ресурсами можно распорядиться более эффективно. Если ребенок хочет заниматься и увлечен историей, он будет читать не один учебник по этому предмету, а предпочтет получить информацию из различных источников, от разных авторов. Пойдет в библиотеку, в архив, будет изучать статьи и очерки в интернете... Конечно, разночтения в исторических фактах существуют - это неизбежно. Один и тот же факт можно трактовать по-разному. Считаю, что создание единого учебника истории - это лишнее.

Справка ИА vRossii.ru

Единая учебная программа по истории отсутствует во многих странах мира. Например, в Германии в каждой федеральной земле преподается свой курс истории. А в США и Канаде пошли дальше. Там программу и учебники может регламентировать не только законодательство штата, но и устав каждой школы.


Печать

Последние новости

Яндекс.Директ