Бюджетный расчет: нужна ли регионам федеральная помощь
Внимательно изучаем статью доходов областных бюджетов, принятых на 2022 год.
Планирование бюджета – это сложный и трудоемкий процесс. Принятие главного финансового документа региона определяет жизнь субъекта на ближайший год.
Любой вид бюджета, будь он федеральным, областным или городским, заполняется в первую очередь налоговыми и неналоговыми выплатами, а также безвозмездными поступлениями.
Каждый регион обладает различными природными и промышленными ресурсами. Помимо этого, многое зависит от численности населения, проживающего и работающего на данной территории, величины зарплат, успешности малого и среднего бизнеса. Одни российские субъекты могут самостоятельно зарабатывать на обеспечение собственных нужд, другим же приходится ждать помощи от федерального центра.
В среднем планируемые на 2022 год доходы регионов, входящих в состав ЦФО, увеличились на 15,3%, а если принимать в расчет еще и финансы Подмосковья, то общая процентная цифра подрастает еще на один пункт.
Налоговые и неналоговые доходы регионов ЦФО
Главным источником доходов любого региона являются налоговые и неналоговые выплаты.
В Центральном федеральном округе свыше 100 млрд рублей планируют заработать в двух регионах – в Белгородской и Воронежской областях. Далее следует Тульская область с планом в 80 млрд руб.
В финансовом "подвале" спокойно обитают, как и год назад, три региона – Орловская, Костромская и Ивановская области.
Средняя величина поступлений в областной бюджет среди указанных регионов увеличилась по сравнению с прошлым годом приблизительно на 20%. Такую высокую цифру обеспечивает прежде всего Белгородская область По мнению местных чиновников, в 2022 году им самостоятельно удастся получить в 1,5 раза больше. Менее 10% ожидают увеличения размера налоговых и неналоговых выплат в Тверской и Смоленской областях.
Более половины всех налоговых поступлений в бюджет обеспечивается двумя видами обязательных платежей – налоами на доходы физических лиц (НДФЛ) и прибыль организаций. Чем выше достаток местных жителей и выручка сектора МСП, тем больше и итоговый показатель собираемых налогов.
Так, в той же Белгородской области эти два вида платежей составляют три четверти от общих налоговых и неналоговых доходов региона. Худший показатель в Тверской и Ивановской областях – всего около половины от общих самостоятельных бюджетных заработков.
Безвозмездные поступления
Безвозмездные поступления гарантируют выполнение поставленных общегосударственных задач и помогают регионам закрыть зияющие дыры в областных бюджетах. Официально это межбюджетные трансферты или перечисление денежных средств из одного бюджета финансовой системы страны в другой.
Наибольшая помощь оказывается Брянской области. В 2022 году государство должно выделить этому региону более 39 млрд руб. Чуть меньшей сумой довольствуются в Воронежской области. К отметке в 30 млрд вплотную подобрались в своем планировании чиновники Ивановской области.
Минимальные требования к федеральному центру предъявляют в Калужской области. В проекте принятого бюджета значится цифра в 15 млрд руб.
При этом в пяти субъектах (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская и Тульская области) постарались сократить размер финансовой помощи. Напротив, в Костромской области величина планируемой денежной поддержки выросла на треть от прошлогодних показателей – с 12,9 до 17,1 млрд руб.
Так или иначе, федеральный центр не перестанет помогать не только отъявленным регионам-реципиентам.
"По дотациям и индексации: на следующий год у нас объем дотаций растет выше, чем темпы инфляции. И мы договорились о том, что дотацию, как и раньше это было, будем определять на уровне не ниже, чем прогноз по инфляции", – заявлял еще в середине октября министр финансов Антон Силуанов, как раз перед рассмотрением первых проектов бюджетов.
С течением времени оказываемая поддержка планомерно увеличивается в зависимости от конкретных проблем в регионах.
Соотношение доходов регионов и безвозмездной помощи
Еще одним показателем устойчивого состояния бюджета региона может послужить соотношение безвозмездных поступлений и налоговых/неналоговых доходов. Полученный коэффициент будет указывать на возможность региона самостоятельно выполнять возложенные на него федеральным центром обязательства без помощи из вне. Чем он меньше, тем лучше регион справляется с поставленной задачей.
По итогам вычислений на первый план выходит уже не раз упоминавшаяся в этом материале в положительном свете Белгородская область. Соотношение доходов и поступлений равно 0,16 пунктам. Следом идет группа из нескольких регионов с результатами не сильно отличающимися друг от друга. Неразделимый ряд составляют Калужская, Тульская, Ярославская и Липецкая области.
Как и год назад собственными силами с обеспечением жизнеспособного функционирования региона не справляются в Брянской и Ивановской области. В этих субъектах коэффициент больше единицы, а значит величина безвозмездных поступлений превалирует над собственным заработком регионов. Не самые обнадеживающие показатели и в Тамбовской области.
По мнению исследователей, именно рассчитываемый бюджетный коэффициент отчетливо показывает состояние областных бюджетов. А со временем можно проследить и динамику ухудшения/улучшения самостоятельности регионов.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
ДобавитьПоследние новости
06.02.2025

05.02.2025

27.12.2024

23.12.2024

20.12.2024

20.11.2024

19.09.2024

19.08.2024

07.08.2024

05.08.2024

15.07.2024

28.05.2024

27.05.2024

20.05.2024

10.04.2024

25.03.2024

21.03.2024

04.03.2024

12.02.2024

05.02.2024

30.01.2024

08.12.2023

13.09.2023

07.07.2023

02.03.2023

07.02.2025

06.02.2025

05.02.2025
