Наверх
vorle.ru

Ректор Любовь Черных рассказала о работе ЛИРО

Новости компаний (на правах рекламы)

Областное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкий институт развития образования (ОАУ ДПО ЛИРО) формирует современное профессиональное мышление педагогических и управленческих работников региональной системы образования.

Ректор Любовь Черных

Областное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкий институт развития образования сегодня - современный образовательный научно-методический и издательский центр. По словам ректора института Заслуженного учителя РФ Любови Алексеевны Черных, в ЛИРО обобщен и систематизирован инновационный опыт работы лучших педагогов и образовательных учреждений Липецкой области, который представлен в практической части программ повышения квалификации.

- Расскажите, пожалуйста, об институте, его задачах и направлениях.

- Областное автономное учреждение дополнительного профессионального Липецкий институт развития образования (ОАУ ДПО ЛИРО) создано путем изменения типа существовавшего государственного (областного) образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Липецкого института развития образования в сентябре 2009 года (Постановление администрации Липецкой области от 21.05.2009 г.№ 172).

Деятельность ЛИРО строится на основе и с учетом стратегических направлений развития образования, зафиксированных в документах и материалах Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, администрации Липецкой области, управления образования и науки Липецкой области и в соответствии с лицензией на образовательную деятельность (от 01.03.2010 г. № 2539), государственным заданием управления образования и науки Липецкой области.

Главная задача института – осуществление предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Липецкой области в сфере образования по организации предоставления дополнительного педагогического профессионального образования.

Основные направления деятельности института:

- повышение квалификации и переподготовка педагогических и управленческих кадров;
- научно-методическая поддержка и сопровождение федеральных и областных целевых программ и проектов;
- научно-исследовательская, опытно-экспериментальная и внедренческая деятельность;
- внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему общего и дополнительного профессионального образования;
- изучение, обобщение и внедрение передового педагогического и управленческого опыта; - издательская деятельность.

В 2011 году принята Программа развития института на 2011-2015 годы, в которой сохранен принятый в 2007 году курс «развития института как центра, участвующего в концептуальной и проектно-программной проработке заданных органом управления региональным образованием направлений, выработке стратегических и тактических предложений по решению проблем развития образования». Программой предусматривается превращение Института в организационно-методический и инновационный центр в секторе образовательных учреждений области, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров и кадров, занимающихся педагогической деятельностью.

ОАУ ДПО ЛИРО является некоммерческой организацией. Полномочия учредителя ОАУ ДПО ЛИРО исполняет управление образования и науки Липецкой области.

- А какое образование можно получить в Вашем институте?

- В ОАУ ДПО ЛИРО реализуется многоуровневая система дополнительного профессионального образования по 40 аккредитованным программам повышения квалификации (объем программ - 72 часов до 500 часов) и 2-м программам переподготовки (объем от 500 до 1000 часов). Среди них:

- теория и методика воспитательной работы;
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- теория и методика преподавания учебных предметов;
- информационные технологии;
- дополнительное образование детей;
- теория и методика классного руководства;
- коррекционная педагогика и специальная психология;
- охрана прав детства;
- практическая психология в образовании;
- психолого-педагогические основы ювенальных технологий;
- социальная педагогика;
- методическая работа в образовательных учреждениях;
- управление учреждениями образования;
- методика преподавания общетехнических и специальных дисциплин (по профилям подготовки);
- подготовка экспертов в сфере образования и др.

- Изменения в сфере образования способствуют тому, что многие работники стремятся повысить свою квалификацию, что нового Вы можете предложить им?

- Модернизация системы повышения квалификации в ЛИРО связана с внедрением модели организации и повышения квалификации работников образования на основе адресного финансирования и с использованием накопительной системы повышения квалификации, разработкой и внедрением гибких модульных образовательных программ, отвечающих современным образовательным потребностям педагогов.

Образовательный процесс ведут высококвалифицированные специалисты. Доля лиц с учеными степенями и знаниями, привлекаемых к реализации дополнительных профессиональных образовательных программ, составляет более 60% от общего количества штатных работников.

В процессе повышения квалификации используется инновационный опыт лучших педагогов, победителей профессиональных конкурсов лучших учителей приоритетного национального проекта "Образование". Совершенствуется система работы с инновационными образовательными учреждениями через публикацию их опыта работы в виде методических сборников, аналитических статей в региональном научно-методическом журнале "Региональное образование: современные тенденции", дессиминацию опыта лучших педагогов в ходе повышения квалификации на основе информационных и интерактивных технологий.

Институтом по поручению Учредителя – Управления образования и науки Липецкой области проведен конкурс среди образовательных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования на присвоение статуса региональной стажировочной площадки. На основании рекомендаций Экспертного совета института приказом управления образования и науки Липецкой области от 15.05.12г. №909 «Об открытии региональных стажировочных и экспериментальных площадок в образовательных учреждениях области» двадцати общеобразовательным учреждениям области присвоен статус региональных стажировочных площадок. Целью деятельности региональных стажировочных площадок является распространение инновационных моделей, обеспечивающих современное качество образования в соответствии с приоритетными направлениями развития регионального образования. Между институтом и образовательными учреждениями, которые получили статус региональной стажировочной площадки, заключаются договоры о совместной работе. Участие региональных стажировочных площадок в реализации образовательных программ института направлено на повышение практической составляющей наших курсов и будет способствовать большему распространению инновационного опыта. Ведь за год через систему повышения квалификации ЛИРО проходят около пяти тысяч педагогических работников. Такая совместная работа практиков, методистов, ученых, конечно же, будет способствовать подготовке учителя к педагогической деятельности в новых условиях.

- А используются ли вами дистанционные формы обучения?

- В систему повышения квалификации учителей ЛИРО дистанционная форма обучения внедряется с 2006 года. Она позволяет педагогам, не отрываясь от своего рабочего места, быть в курсе всех изменений, происходящих в современной системе образования.

Такое обучение осуществляется посредством специальных Интернет-ресурсов, таких например, как Вики-сайт, на котором размещается учебный материал для самостоятельного изучения. Все слушатели имеет доступ к данному сайту, благодаря чему каждый из них может знакомиться с материалами и выполнять задания в удобное для него время. В данном направлении мы сотрудничаем с Негосударственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Институтом информационных технологий "Ай-Ти", с некоммерческим партнерством "Телешкола". С использование ресурсов этих организаций в прошлом году повысили свою квалификацию более 800 липецких педагогов.

Не менее эффективным средством дистанционного обучения считаются вебинары в режиме он-лайн. Во время их проведения обучаемые и преподаватели находятся у своих компьютеров, а связь между ними поддерживается через Интернет. Преимущество такого способа обучения в том, что в нём может участвовать неограниченное количество слушателей, что позволит и значительно экономить финансовые средства на командировочные расходы лекторам и обучающимся. На сегодняшний день мы располагаем всеми техническими средствами для проведения подобных мероприятий. Кафедрами института разработан и реализуется план проведения вебинаров на 2013 год.

- С какими федеральными проектами работает институт?

- Липецкий институт развития образования осуществляет услуги по сопровождению федеральных проектов: "Наша новая школа"; внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС); внедрение Федеральных государственных требований (ФГТ) дошкольного образования; "Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями" и другие.

- Расскажите подробнее о работе, связанной с внедрением ФГОС (эта тема волнует общественность).

- Липецкий институт развития образования проводит планомерную работу по подготовке и введению федеральных государственных образовательных стандартов на территории Липецкой области. Новый стандарт – это совокупность трех систем требований: требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, к структуре основных общеобразовательных программ, к условиям реализации основных общеобразовательных программ. Тем самым расширяется круг лиц, отвечающих за исполнение стандарта, появляется возможность реализации подхода к стандарту как к общественному договору с распределением взаимных обязательств (прав и ответственности) между всеми участниками образовательного процесса: государством, социумом, семьей.

В условиях принятия ФГОС нового поколения необходимо обеспечить такую готовность и учителей, и руководителей, и школьных администраторов к вступлению в новые образовательные стандарты, чтобы уровень применения стандартов был достаточен для того, чтобы их не исказить и не свести на нет.

Институтом создаются экспериментальные площадки на базе образовательных учреждений по разработке и апробации основных образовательных программ образовательных учреждений в соответствии с новыми требованиями, современных технологий обучения.

- А как используются современные технологии в ЛИРО?

- Например, у нас действует проект "Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями", который ЛИРО проводит совместно с НОУ ДПО "Институт АйТи". 360 учителей математики, физики, информатики, русского языка и литературы Липецкой области обучались в очном и дистанционном режимах по специальной программе, основанной на включении электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс школ.

С 2007 года в институте реализуется международная образовательная программа Intel ® «Обучение для будущего» (Teach to the Future), направленная на внедрение новых педагогических, информационных и компьютерных технологий в образовательный процесс. На курсах слушатели знакомятся с приемами использования проектно-исследовательского метода обучения; компьютерных технологий для поддержки изучения предметных дисциплин; использования приложений Microsoft Office (Word; PowerPoint; Excel; Publisher) для создания собственных методических разработок. В ходе обучения учителя не только учатся использовать базовые информационные технологии в своем повседневном труде, но и по ходу изучения модулей работают над учебным проектом, где особое внимание уделяется познавательным интересам и потребностям учащихся, которые в рамках разработанного проекта проводят свои собственные исследования. С 2010 года программа Intel реализуется уже в дистанционном режиме.

В результате обучения по выше обозначенным программам учителя переходят на новый качественный уровень в использовании компьютерных технологий.

- Модные в Европе основы этики и религии преподаются в институте?

- В образовательной практике многих стран Европы осуществляется приобщение школьников к духовным и культурным ценностям мировых религий. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям, культуре религий в образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, а также убеждениями, принятыми в семье.

В связи с введением в учебный план школ курса «Основы религиозных культур и светской этики»: содержание и методические принципы" в ЛИРО реализуется образовательная программа дополнительного профессионального педагогического образования "Преподавание комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики": содержание и методические принципы". Основная цель Программы – оказание педагогам теоретической и практической помощи по овладению современными подходами к преподаванию в ОУ курса "Основы религиозных культур и светской этики". Программа разработана в контексте реализации требований государственных стандартов общего образования второго поколения.

Подготовка учителей по данной программе ведется как в очном режиме так и в дистанционном совместно с виртуальным университетом «Первое сентября» (г.Москва). В 2012 году курсы повышения квалификации дистанционно по данной программе прошли 399 педагогов.

- Все большее внимание уделяется государством детям с ограниченными возможностями. Как вы помогаете учителям в работе с такими учениками?

- За последнее время ЛИРО активизировал свои усилия в области интеграции и инклюзии детей с ОВЗ в общеобразовательную среду, так как педагоги ОУ всех типов и видов сталкиваются с проблемами, которые раньше были специфичными только для специальных (коррекционных) учреждений. Мы осуществляем научно-методическое сопровождение педагогов, работающих в дистанционном режиме с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Курсовая подготовка проводится как в очном режиме, так и в дистанционном. Педагоги, работающие в отдаленных муниципальных образованиях, имеют возможность слушать лекции и принимать участие в практических занятиях в режиме реального времени. В рамках программы "Основы обучения в информационной образовательной среде (ИОС) детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием интернет-технологий" обучено 132 педагога.

- Расскажите, с кем Вы сотрудничаете? Есть ли иностранные партнеры?

- Мы активно взаимодействуем с муниципальными органами управления образованием Липецкой области, методическими службами всех уровней, общеобразовательными учреждениями, учреждениями начального и среднего профессионального образования Липецка и области, сотрудничаем с учреждениями высшего профессионального образования, расположенными на территории Липецкой области, в первую очередь, конечно, с ЛГПУ; ЛГТУ; с ЕГУ им. И.А. Бунина.

Сотрудничаем с академией повышения квалификации и профессиональной перподготовки работников образования (АПК и ППРО – г.Москва); с учреждениями системы повышения квалификации педагогических работников Белгорода, Тамбова, Воронежа, Курска, Орла, Тулы, Брянска, Рязани и других городов РФ.

Есть у нас и иностранные партнеры. Особенно тесные контакты осуществляются с образовательными учреждениями Германии: институтом имени Гете (Центральное управление, г. Мюнхен) и его филиалами в городах Германии, университетом г.Кассель. В качестве участников международного сотрудничества выступают ученые, педагоги, учителя, студенты, школьники.

- Сотрудничаете ли Вы с издательствами?

- Наши кафедры и кабинеты сотрудничают с большим количеством федеральных издательств. Среди них: "Просвещение", "Вентана-Граф", "Дрофа", "Мнемозина", "Русское слово", "Сирень према", "Олма", , "Академкнига/учебник", "Основа" и др. В рамках сотрудничества осуществляется апробация и внедрение учебно-методических комплектов нового поколения по общеобразовательным предметам, проводятся многочисленные семинары и встречи с авторами учебников.

С 2007 года в институте издается информационный и научно-методический журнал "Региональное образование: современные тенденции" (РОСТ). В журнале "РОСТ" публикуются содержательные материалы аналитического характера, опыт работы педагогов и методистов области, новости регионального образования, материалы издательств. Есть опыт выпуска совместных с издательствами методических материалов для учителей Липецкой области.

- Большое спасибо за подробный рассказ, успехов Вам и Вашим партнерам!

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ