Наверх
vorle.ru

Добро от ВТО?

Транспорт

Есть ли прок от вступления России в ВТО для простых автомобилистов, и почему цены на машины растут даже несмотря на снижение пошлин?

Еще в начале 2012 года единая таможенная ставка для всех новых транспортных средств, ввозимых на территорию России, была равна 30% от их стоимости. После вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию пошлины как для новых, так и для подержанных автомобилей должны будут снизиться до 15%. Это обязательное условие для стран-членов организации, однако такого, казалось бы, закономерного и столь ожидаемого снижения таможенных ставок не произойдёт, по крайней мере, в ближайшие лет 5. Все дело в том, что высокие пошлины для ввозимых в страну иномарок должны были способствовать развитию отечественного автопрома и заводов иностранных производителей, осуществляющих в нашей стране "отверточную" сборку своих моделей. С 2009 года правительство РФ при помощи высоких таможенных пошлин сознательно вело политику ограничения импорта автомобилей в страну, дабы не допустить на российский рынок зарубежных конкурентов.

Единственным шансом обеспечить себе высокий уровень продаж в России для иностранных автомобильных компаний до недавнего времени была постройка на территории страны собственных заводов по крупноузловой сборке машин. Так, к примеру, поступили Toyota, Nissan, Ford, Hyundai, Fiat и General Motors, построив свои предприятия в Санкт-Петербурге, в Калуге работают заводы Volkswagen, Skoda и Volvo, в Москве уже собираются автомобили Renault, а в Калининграде – BMW. Такие предприятия неизменно пользовались значительными налоговыми льготами со стороны государства, к тому же таможенные пошлины на ввоз в Россию комплектующих для машин куда меньше, чем ставка на ввоз готового автомобиля. С вступлением в ВТО и понижением таможенных пошлин на российский рынок должна была хлынуть волна дешевых новых и поддержанных иномарок, уничтожив тем самым внутреннюю автомобильную промышленность страны. Однако этого не произойдет из-за специфического переходного периода, в течение которого пошлины будут снижаться постепенно.

Так, ставка на ввоз в страну новых и подержанных автомобилей возрастом до 7 лет после вступления России в ВТО единовременно снизилась на 5% - с 30 до 25%. К 2019 году эта ставка должна будет равномерно, примерно по 2% в год, снизится до 15% также практически для всех категорий легковых автомобилей. Для машин старше 7 лет единой процентной ставки не предусмотрено – за их ввоз придется платить от 1,4 до 3,2 евро за 1 кубический сантиметр объема двигателя. Но и на этом сюрпризы для автовладельцев не закончатся – для компенсации еще не успевших снизиться пошлин Минпромторг предложил ввести новый утилизационный сбор. Согласно законопроекту, уже внесенному для обсуждения в Государственную Думу, величина утилизационного сбора для новых и подержанных машин будет рассчитываться исходя из базовой ставки и коэффициента, определяемого техническими характеристиками ввозимого авто.

Получается, что ввозные пошлины будут снижаться небольшими темпами в течение нескольких лет, а утилизационный сбор, в случае принятия Госдумой проекта закона, могут ввести уже с 1 июля этого года и для всех авто без исключения, а не только импортируемых в страну. Так, для нового ввозимого в страну физическим лицом авто этот сбор будет равен 2000 рублей, а для легковой машины старше 3 лет – уже 3000 рублей. Получается, что чтобы ввезти в страну самый популярный автомобиль на рынке – поддержанную 5-летнюю иномарку с 1,5-литровым мотором – на таможне придется доплатить 34,275 рублей. Более того, утилизационный сбор придется платить даже с машин, собранных в России, правда, не покупателю, а производителю авто, что, по мнению аналитиков рынка, неизбежно вызовет рост цен на рынке от 5 до 15%. Максимальная же сумма утилизационного сбора будет установлена для юридических лиц-импортеров – так за новый автомобиль с двигателем объемом более 3,5 литров нужно будет отдать целых 700,000 рублей! При этом данный сбор будет введен не только для легковых авто, но и для автобусов, самосвалов, коммерческого и строительного транспорта, ставки на ввоз которого сразу после вступления России в ВТО снизились в 2 раза – с 30% до 15%.

Коэффициенты утилизационного сбора для легковых авто

Объем двигателя Новые автомобили Поддержанные автомобили
До 1 литра 0,86 5,3
От 1 до 2 литров 1,34 8,26
От 2 до 3 литров 2,66 16,12
От 3 до 3,5 литров 3,47 28,5
Более 3,5 литров 5,5 35,01
Электродвигатели 1,34 1,34
Ввозимые физлицами вне зависимости от объема 0,1 0,15

Евгений Мосин, автолюбитель

- Россия вступила в ВТО, казалось бы, при всех "за" и "против" автомобилисты должны быть в выигрыше, так как, ратифицировав договор, наше государство должно отказаться от ввозных пошлин. И вот оно счастье, нам декларируют о ступенчатом понижении этих самых ненавистных пошлин. Но мы живем в России, и поэтому вскоре появляется утилизационный сбор, с лихвой компенсирующий бюджету "тающие" пошлины. Причем вначале сбор предназначался только для ввозимых авто, теперь же и его платят и за машины местного производства. Все верно - полумеры не для нас. Наверное поэтому мы не видим безудержного падения цен на иномарки и вряд ли когда-то дождемся вменяемых цен на хорошие машины. Может быть, я не прав, но что-то жутко напоминает эта ситуация "борьбу" с транспортным налогом, когда его пытались включить в стоимость бензина: и топливо подорожало, и налог оставили. Вот и сейчас: и пошлины еще не до конца убрали, и утилизационный сбор ввели - все стабильно в нашей стране, мы стали даже более предсказуемыми, чем Европа.

Денис Петренко, автолюбитель

- Вижу только плюсы. Во-первых, подешевеют автомобили. Во-вторых, подорожают "Жигули". В-третьих, это шаг в сторону честной конкуренции. Понятно, что наши власти придумают кучу вариантов для стимулирования продаж тольяттинских «консервных банок. Но как ни крути, это шаг в правильном направлении. Пора забить осиновый кол в крышку гроба отечественных автопроизводителей и пересаживаться на современные и безопасные иномарки. А вообще это уже похоже тупо на наполнение бюджета. Дыхание кризиса. У нас в стране всегда первые, кого можно немножко потрясти - автовладельцы. Им же деваться некуда! И потом, у них точно есть, что взять. Хоть чуточку. Конечно, это всё отвратительно, но совершенно закономерно.

Борис Наумкин, любитель

- Утилизационный сбор большой только для юридических лиц. Для физических лиц он составляет от 2 до 3 тысяч рублей. Поэтому разница в ситуации до ВТО и после есть только для фирм-импортеров. Причем это очень немаленькие цифры. Базовая ставка 20,000 и коэффициент на машины от 3-х лет с двигателем от 2-х до 3-х литров будет целых 8,16! Все наши «тазики» наверняка подорожают на 20,000 х 1,34 рублей! Тоже произойдет и с иномарками местного разлива. В-общем, дело дрянь…

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ