Наверх
vorle.ru

Налог с колес

Транспорт

Как могут измениться ставки транспортного налога в будущем, и целесообразна ли его схема в России?

Во всем виноваты регионы?

Как говорил Бенджамин Франклин, "в жизни неизбежны только две вещи – смерть и налоги". Поэтому каждый владелец транспортного средства в нашей стране с трепетом ждет, когда же станут известны ставки налога на следующий год. Благо, в нашей стране это происходит не так часто, за последние 10 лет общероссийские ставки транспортного налога менялись всего 3 раза – в 2004, 2006 и 2013 годах. К слову, сам сбор с автолюбителей этой дани относится к юрисдикции каждого отдельно взятого региона, который может по своему усмотрению повышать ставки, но не более чем в 10 раз.

Поэтому в каждом отдельно взятом субъекте федерации свои налоговые ставки, и если, например, за "Ладу Калину" с двигателем в 98 "лошадей" в Воронеже придется заплатить по 20 рублей за каждую "кобылку", то в той же Смоленской области за машины с моторами слабее 100 лошадиных сил и вовсе ничего платить не надо. Что уж говорить о мощных авто с движками за 250 "лошадок", для которых установлены самые высокие ставки налога по стране. Так, за среднестатистический "Порше Кайен" мощностью в 300 лошадиных сил, зарегистрированный в Туле или Липецке, придется каждый год отдавать по 45 тысяч транспортного налога, тогда как в Твери сумма налога будет на 18 тысяч меньше!"

Так ли важна мощность?

Любопытно, что в России, в отличие от многих развитых стран мира, транспортный налог, который формально должен расходоваться на ремонт старых и прокладку новых дорог, напрямую привязан к мощности автомобиля. Конечно, владельцы мощных авто куда состоятельнее владельцев малолитражек и, следовательно, могут позволить себе платить больший транспортный налог. Однако, если говорить именно об уплате транспортного налога именно с целью поддержания дорог страны в надлежащем состоянии, то вряд ли какой-нибудь легкий спорткар с мотором в 200 лошадей наносит асфальту больший урон, чем, скажем, 5-тонный грузовик той же мощности.

Привязать транспортный налог в стране к массе авто или включить его в стоимость топлива предлагается уже давно, однако российские законодатели раз за разом отклоняют все оригинальные идеи. На днях правительство страны не одобрило еще один проект закона, согласно которому предлагалось вовсе отменить транспортный налог для легковых автомобилей слабее 150 лошадиных сил. Таким образом, транспортный налог постоянно растет, а дороги в стране ощутимо лучше не становятся, как же эту проблему решают в остальном мире? Узнаем на примере налогооблажения конкретных развитых стран.

А что у них?

США. Здесь транспортного налога как такового вообще нет, но есть сбор, включенный в цену топлива. То есть, чем больше автомобиль ездит, чем больше его расход бензина или солярки и, следовательно, выбросы в атмосферу, тем больше заплатит в казну его владелец. 60% таких сборов идут в федеральный дорожный фонд, остальные 40% - в дорожные фонды каждого штата. Конечно, владельцам электромобилей ничего платить не нужно, вреда-то от таких машин практически никакого.

Англия. В этой стране транспортный налог определяется объемом двигателя машины и чистотой ее выхлопа, поэтому четких ставок здесь нет. Владельцы гибридов, электромобилей и машин с мотором до 1 литра от уплаты сбора и вовсе освобождены. Остальные же ежегодно получают по почте письма с размером начисленного налога – например, за 1,4-литровый автомобиль придется заплатить около 170 фунтов, тогда как за 3,5- литровый джип – около 300. Больше 80% сбора тратится на ремонт и развитие дорожной сети, остальное – на экологические мероприятия.

Германия. Та же история и в Германии – налог зависит от объема мотора и вредности выхлопа. Но ставка фиксированная - за каждые 100 кубиков бензинового двигателя нужно выложить 2 евро, за дизель же возьмут аж по 9 евро. Плюс еще по 2 евро с вас возьмут за каждый грамм углекислого газа, который ваша машина, по данным производителя, выделяет на каждые 100 км пробега. Не платят такой сбор только владельцы электрокаров, и то только в первые 5 лет владения машиной.

Япония. Уплата всяческих сборов здесь начинается уже с момента покупки, когда надо перечислить в казну около 5% от цены машины. Следующий платеж при постановке машины на учет – рассчитывается из объема мотора и массы авто. За малолитражку придется отдать около 54 долларов, за кроссовер – раз в 10 больше. Гибриды и электрокары имеют 20-процентную скидку, а сам налог идет не на дороги, а на перспективные разработки в машиностроении.


Наше мнение

Так эффективен ли транспортный налог в России? Отвечает член Общественного совета при УМВД России по Белгородской области, автоюрист Леонид Каплий: "Стоит говорить не об эффективности самого налога, а об эффективности расходования средства от этого налога. Не совсем понятно, на что идут деньги. Слишком много жалоб на качество дорог поступает от жителе региона. Считаю необходимым жестко контролировать расходование денег. Было предложение обязать дорожные службы на официальном сайте выкладывать информацию по дорогам, которые они отремонтировали с фотографиями До и После, а так же сметой. Чтобы каждый мог оценить качество выполненной работы".

Похожего мнения придерживается и руководитель брянского отделения Федерации автовладельцев России Константин Баранов: "Нынешняя схема неэффективна. Если это преподносить именно как транспортный налог, то тогда надо говорить, что автомобиль – роскошь, и начислять от стоимости. Если говорить, что это налог на содержание дорог, то рассчитывать надо от годового пробега автомобиля, пломбируя одометры или устанавливая тахографы. Если собранные деньги тратить на экологию, то да - от выхлопа. В цену на бензин и так много чего добавили, результатов это не принесло, разве что, воровать больше стали. Вообще, конечно, самое разумное выбирать какую-то одну концепцию и двигаться в этом направлении - либо акцизы, как в Европе, либо налоги, как в США. А у нас и то, и то, и вместе они очень раздражают. При этом сборы абсолютно неэффективны и растрачиваются совершенно не на целевые нужды".


Ставки транспортного налога для легковых автомобилей в ЦФО

Ставка налога  с каждой л.с. в рублях До 100  л.с. От 100 до 150  л.с. От 150 до 200  л.с. От 200 до 250  л.с. Больше 250  л.с.
Белгородская область 15 25 50 75 150
Брянская область 7 18 40 75 100
Воронежская область 20 30 50 75 150
Ивановская область 10 17 20 50 100
Калужская область 10 25 40 60 120
Курская область 10 27 50 75 150
Липецкая область 15 28 50 75 150
Орловская область 15 26 40 60 120
Рязанская область 8 15 41 66 124
Смоленская область 0 16 33 53 92
Тверская область 10 21 30 45 90
Тульская область 10 25,4 50 72,6 150
Ярославская область 15,8 28,1 45 68 145

Источник: Региональные отделения Федеральной налоговой службы

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ