Где в ЦФО общественный транспорт работает лучше
Аналитики компании Simetra представили обновленный ежегодный рейтинг российских городов по качеству работы общественного транспорта.
В 2021 году расширилось количество городов, включенных в реестр – с 60 до 76. В него попали все областные центры регионов, входящих в состав ЦФО. Вне списка, как и прежде, остались Москва и Московская область. При этом три города – Тамбов, Орел и Кострома – впервые включены в исследование.
Критерии оценки
Анализ работы общественного транспорта проводился по пяти основным критериям. Первый – физическая доступность. В нем рассматривается расположение остановочных пунктов с учетом их близости/отдаленности от жилых домов и мест наиболее активного и загруженного транспортного потока.
Вторым критерием является ценовая характеристика транспортной сети субъекта РФ, т.е. соотношение стоимости услуг общественного транспорта с реальными доходами горожан.
Эффективность транспортной сети складывается из рентабельности эксплуатации средств передвижения (максимальное/минимальное заполнение салонов, количество вышедших в рейс транспортных средств) и время перемещения пассажиров до необходимого им места назначения.
Критерий "Комфорт и удобство" включает в себя анализ тарифной системы и возможность расплачиваться транспортными или банковскими картами, наличие региональных информационных сервисов, показывающих ТС на маршруте, имиджевые аспекты и учитывает возраст подвижного состава в сравнении с вырабатываемыми ресурсами.
Безопасность и устойчивое развитие характеризуется существованием потенциальных рисков при передвижении на общественном транспорте (количество ДТП и пострадавших в них пассажиров), числом экологичных ТС, долей обновленного передвижного состава. Также учитывалось общественное мнение.
Источники данных
Анализируемые данные собирались из трех источников информации.
Пространственные сведения о свойствах транспортной сети в пределах наиболее активной городской зоны накапливались путем использования программных средств географической информационной системы (GIS) и других поиско-информационных картографических сервисов.
В работе учитывалась информация, доступная в официальных источниках (Росстат, реестры муниципальных маршрутов и документы регионального транспортного планирования).
Не обошлось и без данных, публикуемых на новостных порталах субъектов и независимых тематических ресурсах.
Итоговый рейтинг
Эффективнее налажена работа общественного транспорта в Твери. Причем за год, по сравнению с прошлым рейтингом, позиции областного центра подросли на 37 пунктов в общем реестре городов (10-е место в 2021 году против 47-го в 2020).
Далее следуют Иваново и Тула. Оба города потеряли свои позиции и опустились в объединенном рейтинге на 3 и 11 позиций соответственно.
Неожиданно низко расположен Воронеж. Он замыкает рейтинг городов, входящих в состав ЦФО. Немногим лучше, по мнению аналитиков, устроена работа общественного транспорта в Костроме и Курске.
В результате рейтинг городов ЦФО выглядит так:
1. Тверь – 66,0 (10-е место в общем рейтинге, + 37 мест – изменение позиций по сравнению с прошлым годом);
2. Иваново – 61,2 (25-е место, -3);
3. Тула – 60,8 (26-е место, -11);
4. Ярославль – 60,1 (29-е место, +5);
5. Брянск – 59,7 (30-е место, -10);
6. Владимир – 59,6 (31-е место, +10);
7. Липецк – 59,6 (33-е место, +7);
8. Смоленск – 59,6 (34-е место, -4);
9. Тамбов – 58,4 (40-е место, новичок рейтинга);
10. Белгород – 58,4 (41-е место, +11);
11. Орел – 58,1 (43-е место, новичок рейтинга);
12. Рязань – 57,5 (47-е место, -16);
13. Калуга – 56,5 (51-е место, -23);
14. Курск – 54,1 (58-е место, -31);
15. Кострома – 54,0 (59-е место, новичок рейтинга);
16. Воронеж – 52,5 (63-е место, -5)
Краткое резюме
Город Тверь обеспечивает себе первенство среди других за счет трех критериев, которые являются наилучшими среди анализируемых систем. Приемлемая цена, удобное расположение остановок в совокупности с комфортом и безопасностью общественного транспорта гарантировали Твери существенный взлет и место в Топ-10 объединенного рейтинга.
Но, как говорится, и на солнце бывают пятна. Отсутствие выделенных полос и увеличение интервалов ожидания маршрутов превращают такой критерий как "Эффективность транспортной сети" в худший в ЦФО.
Наибольшая эффективность транспортной сети и максимальная безопасность гарантированы в Белгороде. По оценке экспертов, этому поспособствовало выделение отдельной дорожной полосы для общественного транспорта "на одном из ключевых коридоров города".
Низкое положение Воронежа объясняется низкой безопасностью пассажиров и завышенными ценовыми ожиданиями перевозчиков. Проблемы с ценовой доступностью общественного транспорта относятся и к Белгороду с Липецком.
Дольше всех до остановок общественного транспорта добираются в Калуге. А особую осторожность при проезде в автобусах и троллейбусах стоит проявить пассажирам в Рязани.
В итоге трудно утвердительно сказать, что общественный транспорт в ЦФО – лучший в стране. Всего один представитель в первой десятке, восемь регионов только ухудшили свое положение в рейтинге, а дебютанты стартовали с позиций во второй половине сводного реестра.
Тем не менее, хочется надеяться, что руководители департаментов транспорта регионов возьмут на вооружение опыт коллег Тверской, Владимирской и Белгородской областей, сумевших за год улучшить работу общественного транспорта, что и выразилось в улучшенных рейтинговых позициях.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить